Светлана Кабалалиева
Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида дикой природы наносит ущерб экологическим интересам общества в настоящем и может привести к невосполнимым потерям в будущем.
Экологическая ситуация в мире катастрофична и требует изменения поведения человека. Для этого всем, живущим на Земле необходимо понять реальное положение человека. Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Публикация «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Экологическое образование – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
Причина этого в том, что деятельность человека в природе часто безграничная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком.
Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Наша задача – научить детей быть другом природы, любить ее, понимать и заботиться о ней.
Принимая во внимание, что экологическая культура как черта личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия (относительно управляемое, относительно социально контролируемое воздействие общества на человека, так и «позволяя ребенку расти самостоятельно» (спонтанное формирование и деятельность самого человека, можно предположить, что каждое из указанных условий будет включать как инициативу ребенка (способ творческого осмысления и творческого преобразования бытия, так и созданные взрослыми для ребенка культурные формы, отражающие знаки, символы, образы природа. Таким образом, по мнению М. С. Кагана, «ребенок развивается одновременно и во взаимодействии двух основных человеческих способностей – созидания и ассимиляции, объективации и деобъективации».
В современных исследованиях выделяют множество педагогических условий экологического образования дошкольников, способствующих: формированию экологических ценностей : Д. А. Адам, Л. М. Гафарова; освоение детьми природной среды: М. С. Бронникова, М. И. Васильева, В. М. Ворошилова; оптимизация процесса экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: Л. Р. Ахметшина, В. Н. Димова, Т. В. Жерневская, Р. Н. Колчанов; эколого-валеологическое образования детей : Е. Г. Кушнина; формирование экологического мышления и сознания : И. С. Телегина, Л. М. Макарова, Г. И. Островская; формирование экологической компетентности : Н. А. Волкова, Л. И. Пономарева, Ю. А. Шаронова и другие. Так Д. А. Адам раскрывает совокупность педагогических условий формирования экологических ценностей у дошкольников средствами современного искусства. Данная совокупность, по ее мнению, заключается:
1) в реализации семиотического метода познания окружающего экологического пространства;
2) в организации эколого-развивающей среды как совокупности компонентов природно-социально-предметной среды ребенка, функционирование которой направлено на комплексное формирование экологических ценностей ребенка;
3) в разработке и внедрении технологий использования современных видов искусства (анимация, комиксы, коллаж, инсталляция, которые обеспечивают механизм интернализации ребенком воспринимаемых и интерпретируемых ценностей окружающей среды через последовательные взаимосвязанные стадии;
4) в создании социально-ориентированных ситуаций, обеспечивающих актуализацию образного, эмоционально-мотивационного и действенно-практического содержания экологических ценностей дошкольников.
Каждый ребенок усваивает информацию экологического содержания, которая ему интересна в соответствии с его мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности. В то же время экологическая субкультура проявляется в стремлении ребенка к самоутверждению, сопоставлению и анализу его соответствия экологическому идеалу, характерному для данного исторического этапа, присвоению господствующих представлений об экологически безопасном поведении в природе, экологической традиции, существующие в мире детей и взрослых, нормы поведения, их отношение к природе. В этом случае воспитателю отводится роль соучастника детских открытий, который не торопится указывать путь решения проблемы или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Для того чтобы научить детей любить природу, понимать её и бережно относиться к ней я и выбрала тему: «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте».
Приступая к экологическому воспитанию дошкольников я поставила перед собой следующие задачи:
- освоение экологических представлений
- развитие познавательных умений
- овладение умениями ухода за живыми существами
- накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
Занятия с детьми строю на принципах развивающего обучения и направляю на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Занятия, наблюдения, игры, опыты планирую согласно плану – программы воспитательно-образовательной работы.
Большое внимание уделяю общению детей с природой : деревьями, птицами, насекомыми, в ближайшем парке, сквере, на лугу. Дети с большим интересом занимаются на экологическом огороде, узнают лекарственные растения, ухаживают за ними, любят посещать уголок природы, где расположена Альпийская горка, здесь дети знакомятся с луговыми цветами, наблюдают за скворцами, которые поселились в скворечнике, ребята не только наблюдают, но и заботятся о них. Дети помогают поддерживать чистоту в уголках природы, вместе с ними организовываю экологические проекты. Они хорошо знают:
Беречь природу – это значит беречь своё здоровье.
На огородах которые разбиты в детском саду выращиваем овощи, пряности с детьми, какую огромную радость вызывает у них полученный результат. Вместе с детьми посадили ягодник. В течение года организовывала различные игры, конкурсы (Что, где, когда) (Знатоки природы)
Проводила праздники по временам года и вечера развлечений. Также показали с детьми сказку «Лесные звери». Я стараюсь научить детей быть добрыми, заботливыми друзьями природы, воспитать в них новое поколение с новым экологическим мышлением.
Экологическое воспитание детей я осуществляю вместе с родителями: в начале года организовала анкетирование на тему: «Экологическое воспитание» и проводила в течении года консультации на темы: «За природу в ответе каждый», «Лесная аптека», деловую игру «Земля – твой дом», за круглым столом «Воспитание доброты к природе» и т. д., показываю родителям занятия по экологии, вечера развлечения, праздники.
На своих занятиях я часто использую такую форму работы как беседа, потому что именно в ходе беседы у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств воспитывается любовь к ней.
В старшей группе провела проблемно – этическую беседу о животных. Тема: «Все нужны на Земле». На этом занятии дети объяснили Жалейкину, что некрасивых животных не бывает, они выглядят так, чтобы им было удобно жить в разных местах. И все они очень – очень нужны в природе. В средней группе провела комплексное занятие «Путешествие в весенний лес». Я старалась воспитать в детях радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. Очень много провожу с детьми различных экскурсий на темы:
«В речном царстве в прибрежном государстве»
«Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться»
«Май – для цветов рай»
«В царстве снега и льда»
На экскурсиях дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, наблюдают за птицами, насекомыми, цветами, рекой и т. д. Наблюдения способствуют глубокому усвоению знаний о природе.
Также подобрала множество дидактических игр, которые помогут детям лучше ознакомиться с природой: «Парочки», «Тропинки и лабиринты», «Кто с кем дружит», «Что где растёт» и т. д.
Для воспитателей своего детского сада был проведён
семинар – практикум «Сущность и специфика технологий экологического воспитания детей разных возрастных групп»
Педсовет на тему: «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте». Консультации «Огород на окне», «Поговорите с деревьями», «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте», в которой говорится как важно сейчас экологическое воспитание, какие формы работы можно использовать при ознакомлении детей с окружающим. Я думаю, что если дети почувствуют, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного отношения, наша земля станет намного краше.
В своей работе я применяла экологические проекты. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность. Вот некоторые проекты, которые мы проводили вместе с детьми: «Чистое утро» - это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории.
«Лесная аптека» - знакомство с лекарственными растениями, открыть лесную аптеку в группе.
«Не ходите по газонам» - установить определённые знаки, запрещающие ходить по газонам.
«Добрая зима» - изготовление кормушек, скворечников для птиц. Проведя эти проекты я утвердилась, в мысли, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Природа пробуждает в нас прекрасные чувства, только нужно уметь видеть и понимать её.
Художники пишут прекрасные картины, но есть люди которые способны дать вторую жизнь увядшему цветку, листу… это флористы. Мне тоже захотелось научить детей простым секретам технологии. Это будет: мозаика из засушенных растений, из крылаток, лесная скульптура, поделки из тополиного пуха. Каждый ребёнок может засушить растения и наклеить их на картон, а вот правильно скомпоновать их с учётом законов художественного творчества и эстетики не просто. Собрать изящное панно, сделать из листьев тот или иной образ – искусство. На своём кружке «Капелька» я поставила перед собой следующую задачу: научить детей видеть специфику материала и конструировать из него, создавая неповторимые образы. Работая с бесценными дарами природы, мы создаём мир чудесных образов. Все они уникальны, ибо не одно повторить с тонкостью нельзя, поскольку двух одинаковых листочков, каштанов, желудей, найти не возможно. Мне очень хочется раскрыть детям глаза на волшебный мир, в котором они живут, учить их любить природу дарить, им радость творчества.
В своей работе я опиралась на опыт работы С. Н. Николаевой, Т. М. Бондаренко, Т. А. Шорыгина, О. А. Воронкевич, Т. Ф. Панфилова, также я стараюсь использовать новые методы и технологии. Помогаю детям освоить экологические знания – это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Освоение этих знаний в дошкольном возрасте помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, даёт возможность выразить себя в общении с природой.
Как прекрасно! Воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.