Мамолат Натали
Опыт работы «Трудовое воспитание детей во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи трудового воспитания детей:
- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
- воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Публикация «Опыт работы „Трудовое воспитание детей во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Во второй младшей группе различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Самообслуживание включает в себя целый комплекс навыков и умений, которыми дети должны овладеть. Прежде всего это культурно-гигиенические навыки. Для начала знакомим детей с умывальной комнатой. Каждый ребенок должен знать свою ячейку с полотенцем, для чего мыло, как правильно пользоваться краном. В своей практике я использую алгоритмы умывания, игровые ситуации «Мыльные перчатки», «Кто у нас самый ловкий?», «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Длинные-короткие рукава», а также потешки про воду «Водица, водица дай лицу умыться…», отрывки из художественной литературы(«Мойдодыр»).
Знакомство с различными уголками и комнатами группы происходит постепенно и с небольшим количеством вновь прибывших детей во время адаптационного периода. Таким образом детей легче приучить к определенным трудовым действиям и порядку.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. В приемной я показала детям в игровой форме, где живет одежда. Очень полезно, чтобы детям помогал в овладении различных навыков сказочный персонаж. Он помог детям рассказать, для чего нужны полочки в шкафчиках, зачем на одежде пришиты петельки, куда прячутся сандалии, в то время, когда дети гуляют. Конечно же с детьми мы выучили алгоритм одевания на прогулку. Теперь дети стараются самостоятельно одеваться и аккуратно складывать вещи в шкаф. Большое значение при этом придаю многократным упражнением ребенка в выполнении этих действий. Учила производить все действия правильно и в определенной последовательности. С самого начала учебного года мы с помощником воспитателя приняли совместное решение о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, я учила детей последовательно и рационально выполнять действия. Объяснила, что прежде чем надеть колготки, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели» друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на стуле/скамейке, а потом надевать и т. д. Одновременно с объяснением показывала детям, как собрать гармошкой гольфы и носки и правильно натянуть их, как определить перёд платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.
По мере овладения навыками одевания и раздевания, я решила перейти от непосредственной помощи к напоминанию, стараясь делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если ребенок неправильно надевал колготки, говорили ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов».
Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывала о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, я привлекала внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготки туфли. Говорила: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувства радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряла и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.
Основная деятельность маленьких детей — игра. Я старалась ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол родители связали платья, кофточки, юбки с пуговицами, с крючками. Сначала в присутствии детей сама одевала кукол на прогулку, раздевала их, укладывала спать, показывала способы застегивания и расстегивания одежду, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагала ему выполнить то или иное действие.
Создала условия, обеспечивающие, формированию у детей умения самостоятельно и аккуратно есть. Старалась красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Так же, я учила самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Использовала игровые приемы. Например, вносила в группу новую куклу, Мишку/Буратино, который очень хотел научиться правильно, держать ложку, просила показать кукле, как надо держать ложку. Проводила серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем». «Накормим куклу». Если вы спросите детей как правильно держать ложку, они ответят: «Пистолетиком!». Сейчас видя, некоторые навыки и уверенность детей, добиваюсь, чтобы дети самостоятельно ставили пустые чашки на поднос, акцентируя при этом, что мы помогаем нашей няне. А также каждый ребенок накрывает себе на стол салфетку и ложку, чтобы няня знала куда поставить тарелку с супом, когда мы придем с прогулки-можно остаться и без обеда! Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым я их учила. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.
Хозяйственно-бытовой труд детей второй младшей группы по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирке мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. в процессе такого труда формируются у детей умение сосредотачивать внимание на одном занятии, довести с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала.
Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и опрятным то окружение, в котором живет. Стараюсь обращать внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, и не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста, сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Содержание их несложно — это отдельные действия, которые дети поначалу совершают совместно со взрослыми. И пусть их помощь невелика (порой дети только мешают взрослому, но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
В начале года мы с детьми познакомились с игровой комнатой. Дети узнали где живут машинки, куклы, кубики и строительный материал, звери и др. Чтобы заинтересовать детей к самостоятельной уборке игрушек в свои «домики», был выдуман мной сказочный персонаж по имени «Бардак». Теперь дети знают, что он следит за игрушками группы и если они не убраны на свои места, то он их может унести к себе в царство. Некрасиво поставленные игрушки иногда «убегают» со своих мест, поэтому к ним нужно относится бережно и стремиться аккуратно с заботой расставлять на полки. Со временем дети привыкают собирать игрушки, заботятся о них, и ленивые дети превращаются в трудолюбивых, а Бардак все реже и реже приходит в гости. Важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость «Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло и уютно».
Во время прогулки дети любят играть в песок, а чтобы песок в песочнице был не утрамбованный, дети ищут клад и сами того не замечая рыхлят его. После поиска клада, акцентирую внимание на то, что дети помогли взрыхлить песок и какие они молодцы. А также дети очень любят подметать веранду маленькими метелками и сметать песок со стола после игр в конце прогулки. Это уже традиция в группе- оставить площадку после игр чистой. Зимой очистка площадки превращается в игру «Большой вулкан», который затем превращается с помощью родителей в ледяную горку.
Во время прогулки мы наблюдали за сороками, как они искали что-то в траве. И дети сделали предположение, что сороки уносят к себе в гнездо плохо убранные игрушки. Это подтолкнуло детей собирать формочки, лопатки в кладовку, красиво расставлять коляску и машинки на веранде. Это означает, что игрушки не брошены.
В течении года приучаю детей «читать книги». Показываю, как правильно обращаться с книгами. В процессе рассматривания книжных иллюстраций, дети находят «больные» книги и помогают их чинить-придержать рукой порванную страницу. Воспитывается бережное отношение к книгам. По такому же принципу дети находят сломанные карандаши, которые потом мы точим.
Во второй половине года начинаю привлекать детей к мытью стульчиков. Детям очень нравиться возится с водой и тряпочками. Такое мероприятие стараюсь проводить в вечернее время, чтобы родители видели какие трудолюбивые у них дети. Родительская похвала самая большая награда для детей!
В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Можно одно и то же поручение дать нескольким детям одновременно, например, разложить листы бумаги для рисования, дощечки для лепки и т. п. Это первая ступень коллективного труда — труд рядом.
Я предлагаю детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь-развязать шарф после прогулки, отодвинуть стул, чтобы легче было пройти, подать различные вещи. Так дети привыкают понимать общественную нравственность, выполняя мои поручения, и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.
Труд в природе.
Воспитывая у детей любовь к труду, старалась вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.
Осенью организовывала наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде. Малыши выполняли некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). С помощью детских грабель мы рыхлили почву под кустами на участке, а затем провели исследование «Много ли дождевых червей живет в земле». С большим удовольствием летом дети поливали цветы на клумбе, потому что они тоже «хотели пить на жарком солнышке».
Ухаживая в утренние часы за растениями уголка природы, показываю и объясняю детям, что делаю и для чего, привлекаю их к посильному участию. Протирая лист растения влажной тряпочкой, говорю: «Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Настя, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно».
Весной планирую организовать посадку гороха совместно с детьми.
Ручной труд.
Отдельные элементы ручного и художественного труда я вводила в создании поделок. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Дети украшали тарелочки для кукол, готовили угощения для гостей, чинили разбитые чашки для трех медведей, изготавливали коврики и «шили» платочки.
Подводя итог своей работы, хочу сказать, что:
1. Дети овладели навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками: соблюдать последовательность действий при одевании/раздевании, умывании.
-Одевание: самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик.
-Умывание: соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, знать свое полотенце и пользоваться им. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.
2. Поведение за столом: умело пользоваться ложкой. Есть самостоятельно, пользоваться салфеткой. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол, убрать со стола отдельные приборы.
3. Уход за вещами, игрушками: бережно относиться к вещам, игрушкам. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами.
4. Мир природы: выполнять совместно с воспитателями посильные действия по уходу за растениями. С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, проявлять интерес к труду взрослых.
Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями:
1. Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам
• «Что нам осень принесла».
• «Мастерская Деда Мороза».
• «Мама, бабушка и я –рукодельная семья».
2. Совместное с родителями сооружение зимних построек.
3. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).
4. Встречи с интересными людьми различных профессий.
5. Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».
6. Совместное составление рассказов о труде, оформление книжек-малышек.