Светлана Пашкова
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
Светлана Пашкова
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев»
Актуальность
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
1. Цель: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
1. Формирование познавательной активности.
2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.
3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
4. Развитие зрительного, слухового восприятия.
5. Развитие тактильной чувствительности рук.
6. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое до конца.
7. Формирование дружеских взаимоотношений.
Свою работу по развитию мелкой моторики начала с детьми младшей группы. Мы учились выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, конечно не забывала о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, игры вкладыши,
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки”, “Мальчик-пальчик” и др.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку –Белобоку», показывать "Козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Следующее приспособление,– это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Физкультминутки.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
Пальчиковые шаги.
Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую наглядный материал на всех этапах работы по изучению движений, а также создание игровых ситуаций.
Игры с предметами.
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.
Деревянные матрёшки - прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления.
Мозаика, конструктор, разные картинки- бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.
В группе имеется набор счётных палочек, игр-шнуровок.
Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Они отлично развивают мелкую моторику.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Детям очень нравится рисовать пальчиками. Мы рисовали на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Одуванчики», «Разноцветный дождик», «Ветка рябины», «Новогодняя елка», «Следы животных».
Малыши могут довольно долго заниматься раскрашиванием предметных силуэтов пальчиками, создавать оригинальные работы, могут рисовать как отдельно пальчиками, так и ладошками. У детей раннего возраста хорошо развито воображение, они способны быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать.
В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, учимся соединять детали путем сглаживания, Дети раннего возраста с огромным удовольствием мастерят работы техникой пластилинографией.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия). Некоторые из них были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны, орехи, игры вкладыши, пазлы, болтики и гаечки и т. д.
В доступности находятся молнии и другие виды застежек.
В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.
Взаимодействие с родителями.
В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей».
Рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Создание предметно –пространственной развивающей среды.
Вывод
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма
В дальнейшем планирую продолжать работу над развитием мелкой моторики у детей младшего, среднего и старшего возраста.
Используемая литература.
О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
Нищева, Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008