Лариса Андрова
Организация работы с семьей через приобщение к народным православным праздникам и семейным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПРАЗДНИКАМ И СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Публикация «Организация работы с семьей через приобщение к народным православным праздникам и семейным традициям» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, к ее традициям, к родному дому – ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь. Ценность народных традиций огромна. Традиции – это хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Поэтому я и решила глубже изучить данную проблему и организовать работу с семьей через приобщение к народным православным праздникам и семейным традициям.
Определила следующие задачи:
1. Создать условия для совместной работы детского сада по возрождению народных православных праздников и семейных традиций.
2. Сплотить детей, родителей и педагогов через изучение своей семьи, проведение совместных воспитательных событий.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к обычаям и традициям своего народа.
Следуя государственному указу, федеральному государственному образовательному стандарту ДО и общеобразовательной программе детские учреждения ведут активное взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении решения задач по созданию условий, необходимых для поддержки традиционных ценностей и в частности, традиций семьи. Вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т. д. Семейные традиции – это народные песни, и встреча Масленицы с душистыми блинами, чистый четверг, веточка вербы в Вербное воскресенье, Пасха с крашенными яйцами, святочные вечера с колядками и гаданием на будущее. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Именно поэтому появилась идея совместно проводить семейные праздники, игровые часы, которые станут в семьях моих воспитанников традицией. Важной частью в моей работе является празднование именно православных праздников : Рождество, святки, Масленица, Пасха. Предлагаю детям и родителям не только познакомиться с обычаями и традициями, но и непосредственно принять участие в обрядах, например: изучить рождественскую колядку, изготовить пасхальный кулич и т. д. Для ознакомления детей и родителей с народными и семейными традициями использовались разные виды детской деятельности: познавательная, досуговая, игровая. В ходе совместной организованной деятельности были подготовлены и проведены родителями народные игры, в которые играли наши предки во время православных праздников.
Использовались следующие формы взаимодействия с семьей :
- анкетирование родителей «Знакомство с семьей ребенка»;
- беседы с детьми «Что такое семейные традиции», «Традиции вашей семьи»;
- оформление стенда для родителей «Роль семьи и семейных традиций в воспитании ребенка»;
- познавательный час «Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка»;
- комплекс занятий с детьми «Моя малая Родина»;
- выставка детского творчества «Любою свою малую Родину и ее традиции»;
- оформление стенда для родителей на тему: «Семейные традиции».
Работа организована последовательно, согласно православному календарю. В зимние январские деньки прошли Святочные рождественские колядки с обрядами и обычаями, а вечерами гадания на горшочках. В ходе мероприятия хозяюшка рассказала детям, что в Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, тот двор, в который зайдут, в новом году будет удачлив, с достатком и прибылью. Дети были не только зрителями и слушателями, но и непосредственными участниками, они гадали с хозяюшкой на судьбу, узнавали кем станут в будущем.
Хороший эмоциональный настрой подарили детям ряженые, которые исполнили колядные песни, присказки, прославляя Коляду. Вместе с ряжеными (мамами воспитанников) водили хоровод, играли в снежки, с бабой Ягой разгадывали загадки. Праздник произвел на детей и родителей незабываемые впечатления. Событие получилось веселым, шумным и зрелищным. Ряженые в нарядных костюмах, с песнями и закличками, желали хозяюшке богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни, а хозяюшка была щедра: угощала гостей сладостями.
В форме совместного досуга с играми, чтением стихотворений, разгадыванием загадок прошло совместное воспитательное событие «Люби и береги свою семью». В патриотическом уголке группы отвели место для Домового, который рассказал об оберегах семьи и обычаях поздравления Домового с днем рождения. Также воспитанники узнали, что День домового празднуют 10 февраля. Дети вместе с Домовым играли в народные игры " Золотые ворота", "Горелки". В блиц-игре «Вопрос – ответ» дети и родители узнали много нового и сами продемонстрировали знания о нашем крае, символике России и достопримечательностях нашего поселка Ленино. Родители приготовили домашнее задание, нарисовали Герб семьи, приготовили семейное угощение, которое пекут в выходной, когда вся семья дома и смело рассказали о своей семье и ее традициях. Как говорили в давние времена «нет дома без домового». На мероприятии царили дружеская атмосфера, приятные эмоции, чувство единения всех участников процесса. Ведь именно, в ходе совместного общения, воспитывается любовь и уважение к членам семьи, проявление заботы.
Наиболее ярко прошла Масленица, которая собрала всех детей, родителей и сотрудников детского сада на улице. От души веселились: водили хоровод «Как на маленький ледок», играли в русские народные игры «Золотые ворота!», «Блиночки», проводили эстафеты, катались на лошадках, перетягивали канат, бросали валенок, провожая зиму. Веселую атмосферу празднику придавала музыка, от которой ноги плясали сами. Веселые конкурсы не давали скучать никому! А ведь Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Символом весны и солнца - является блин! В заключение праздника, всех гостей и участников развлечения пригласила на блиночки хозяюшка, дети и родители с удовольствием угощались вкусными и пышными блинами, заранее приготовленными дома.
Работа в данном направлении приблизила меня к решению важной государственной задачи по созданию условий, необходимых для поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи. Поскольку семья – это самое важное в жизни человека.
Доказана роль сохранения семейных традиций во всестороннем развитии ребенка. Показано, что в семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции и православные праздники, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.
Список литературы и интернет источников
1. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2009.
2. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый / Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012.
3. Образовательный портал a2b2
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019
5. Педагог ДОУ- Всероссийский электронный журнал