Папки-передвижки

Опыт работы «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП»

Елена Фролова
Опыт работы «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы

Елена Фролова

Опыт работы на тему «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений»

Елена Фролова

Публикация «Опыт работы „Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП“» размещена в разделах

Опыт работы на тему «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений»

Елена Фролова

Актуальность

Совсем недавно мы сами были детьми, а теперь уже имеем своих детей или хотим учить и воспитывать малышей. Какими же мы хотели бы видеть наших деток? Здоровыми, добрыми, воспитанными, умными, трудолюбивыми и т. д.

Созданная система общественного дошкольного воспитания предусматривает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и развитие детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и подготовку к обучению в школе. Эти задачи я стараюсь решать в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что дает возможность осуществить их всестороннее развитие и воспитание. Заботясь о здоровье и воспитании, поддерживая бодрое, жизнерадостное настроение ребенка, я пытаюсь сделать счастливым каждого ребенка. В умственном развитии детей большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной задачей предмета математики. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Цель: Воспитание здорового ребенка, свободной творческой личности.

Задачи:

- Формирование мотиваций учебной деятельности,

ориентированной на активизацию познавательных интересов;

- Развития восприятия и представления детей через накопление

и расширение сенсорного опыта;

- Увеличение объёма внимания и памяти;

- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (

анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка,

установление причинно-следственных связей);

- Развития речи, введение в активную речь математических

терминов, активное использование знаний и умений,

полученных в организованной образовательной деятельности;

- Обучение элементарным математическим

представлениям в объёме программы старшей группы.

Программно-методическое обеспечение:

Работая по данной теме, я использовала различную литературу., которая помогла мне в моей работе.

• Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет».

• З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

• В. Волина «Праздник числа» - математика в стихах

• Петерсон, Л. А. Венгер «Игралочка»

• Е. В. Кузнецова «Учимся играя»

• Е. И. Соколова «Занимательная математика»

• Л. Г. Петерсон, Н. Г. Холина «Раз ступенька; два ступенька» (методические рекомендации)

Кроме того, тщательно отбирала и приобретала материал для поставленных задач:

• микрокабинет пополнился новой методической литературой;

• Накопились практические материалы (тематические игры и пособия; конспекты занятий, игр, творческий план и т. д)

• Появилась наглядность (картинки, схемы, иллюстрации, демонстрационный материал).

Организованное обучение.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее внимание я обратила на дидактические игры.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировке в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.

Используя игры учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как : «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Игра «Считай, не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.» Кто будет первый?»

В старшей группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, я обозначала их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Я использую также такие игры в путешествии во времени как: «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток использую карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игры «Лото», «Назови одним словом», «Найди лишнюю фигуру», «Сложи квадрат», «Подбери по величине», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»

Также, я хотела бы отметить математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие. Они интересны по содержанию, занимательны по форме отличаются необычностью решения.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы)

Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения.

Например: - Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весит курица, если будет стоять на двух ногах?

C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал стараемся сочетать с движениями. Проводим физкультминутки математического содержания. Например, детям предлагаю похлопать в ладоши. Столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.

Кроме того с детьми провожу специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.

Физические упражнения для физкультминуток подбираю с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из за стола.

На занятиях по математике даю комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, предлагаю попрыгать, побегать на месте в чередовании с ходьбой. Заканчиваем физкультминутку ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. В своей работе на занятиях широко использую пальчиковые упражнения, такие как: игры со счетными палочками, игры с пластилином, игры с бумагой, игры с крупой, игры – манипуляции, сюжетные пальчиковые игры. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. самомассаж кистей пальцев рук.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Игры и игровые упражнения применяю на занятиях во всех частях:

1. организация детей – игры с раздаточным материалом, со счетным материалом, с предметами;

2. Знакомство с новым материалом – сюжетные игровые упражнения, физкультминутки;

3. Закрепление нового материала, самостоятельная работа – сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, пальчиковые упражнения;

4. Повторение, обобщение – веселые задачи, дидактические игры и т. д.

5. Подведение итогов – игры с дидактическими игрушками.

Также широко использовала на занятиях мультимедийные презентации, составленные в виде игр, что вызвало у детей дополнительный интерес к занятиям. Дети с нетерпением ждут следующих занятий.

Также, мною была разработана программа дополнительного образования «Веселая математика», которая ориентирована на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. В основу положен подгрупповой метод проведения занятий, с учетом индивидуальных возможностей детей, уровня их подготовленности. Все занятия проходят в интересной игровой форме.

Данный вид моей работы расширяет возможности реализации всех видов задач, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактическая игра «Потребности и товары» для работы со старшими дошкольникамиДидактическая игра «Потребности и товары» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Методическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольникамиМетодическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП»
Опубликовано: 9 января 2021 в 12:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фролова (УИ 1370617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД