Елена Фролова
Опыт работы «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Фролова
Опыт работы на тему «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений»
Елена Фролова
Публикация «Опыт работы „Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по ФЭМП“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Опыт работы на тему «Игры и игровые упражнения в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений»
Елена Фролова
Актуальность
Совсем недавно мы сами были детьми, а теперь уже имеем своих детей или хотим учить и воспитывать малышей. Какими же мы хотели бы видеть наших деток? Здоровыми, добрыми, воспитанными, умными, трудолюбивыми и т. д.
Созданная система общественного дошкольного воспитания предусматривает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и развитие детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и подготовку к обучению в школе. Эти задачи я стараюсь решать в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что дает возможность осуществить их всестороннее развитие и воспитание. Заботясь о здоровье и воспитании, поддерживая бодрое, жизнерадостное настроение ребенка, я пытаюсь сделать счастливым каждого ребенка. В умственном развитии детей большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной задачей предмета математики. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Цель: Воспитание здорового ребенка, свободной творческой личности.
Задачи:
- Формирование мотиваций учебной деятельности,
ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- Развития восприятия и представления детей через накопление
и расширение сенсорного опыта;
- Увеличение объёма внимания и памяти;
- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (
анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка,
установление причинно-следственных связей);
- Развития речи, введение в активную речь математических
терминов, активное использование знаний и умений,
полученных в организованной образовательной деятельности;
- Обучение элементарным математическим
представлениям в объёме программы старшей группы.
Программно-методическое обеспечение:
Работая по данной теме, я использовала различную литературу., которая помогла мне в моей работе.
• Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет».
• З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
• В. Волина «Праздник числа» - математика в стихах
• Петерсон, Л. А. Венгер «Игралочка»
• Е. В. Кузнецова «Учимся играя»
• Е. И. Соколова «Занимательная математика»
• Л. Г. Петерсон, Н. Г. Холина «Раз ступенька; два ступенька» (методические рекомендации)
Кроме того, тщательно отбирала и приобретала материал для поставленных задач:
• микрокабинет пополнился новой методической литературой;
• Накопились практические материалы (тематические игры и пособия; конспекты занятий, игр, творческий план и т. д)
• Появилась наглядность (картинки, схемы, иллюстрации, демонстрационный материал).
Организованное обучение.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее внимание я обратила на дидактические игры.
Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.
Используя игры учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как : «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.
Игра «Считай, не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.» Кто будет первый?»
В старшей группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, я обозначала их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Я использую также такие игры в путешествии во времени как: «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток использую карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игры «Лото», «Назови одним словом», «Найди лишнюю фигуру», «Сложи квадрат», «Подбери по величине», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»
Также, я хотела бы отметить математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие. Они интересны по содержанию, занимательны по форме отличаются необычностью решения.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы)
Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения.
Например: - Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весит курица, если будет стоять на двух ногах?
C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал стараемся сочетать с движениями. Проводим физкультминутки математического содержания. Например, детям предлагаю похлопать в ладоши. Столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.
Кроме того с детьми провожу специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.
Физические упражнения для физкультминуток подбираю с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из за стола.
На занятиях по математике даю комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, предлагаю попрыгать, побегать на месте в чередовании с ходьбой. Заканчиваем физкультминутку ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. В своей работе на занятиях широко использую пальчиковые упражнения, такие как: игры со счетными палочками, игры с пластилином, игры с бумагой, игры с крупой, игры – манипуляции, сюжетные пальчиковые игры. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. самомассаж кистей пальцев рук.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Игры и игровые упражнения применяю на занятиях во всех частях:
1. организация детей – игры с раздаточным материалом, со счетным материалом, с предметами;
2. Знакомство с новым материалом – сюжетные игровые упражнения, физкультминутки;
3. Закрепление нового материала, самостоятельная работа – сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, пальчиковые упражнения;
4. Повторение, обобщение – веселые задачи, дидактические игры и т. д.
5. Подведение итогов – игры с дидактическими игрушками.
Также широко использовала на занятиях мультимедийные презентации, составленные в виде игр, что вызвало у детей дополнительный интерес к занятиям. Дети с нетерпением ждут следующих занятий.
Также, мною была разработана программа дополнительного образования «Веселая математика», которая ориентирована на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. В основу положен подгрупповой метод проведения занятий, с учетом индивидуальных возможностей детей, уровня их подготовленности. Все занятия проходят в интересной игровой форме.
Данный вид моей работы расширяет возможности реализации всех видов задач, индивидуального подхода к каждому ребенку.