Лучший педагог года

Опыт работы «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»

Косолапова Ольга
Опыт работы «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Тема опыта: «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»

Сведения об авторе: Косолапова О. К., образование средне-специальное, педагогический стаж 27лет, в МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» 17лет.

Условия формирования опыта.

В МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» я работаю воспитателем с детьми младшего дошкольного возраста.

Я обратила внимание как трудно дети привыкают к детскому саду.

Публикация «Опыт работы „Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора“» размещена в разделах

Момент прихода детей в дошкольную организацию — это сложный период для всех участников образовательной деятельности. Ребёнок испытывает повышенное нервное напряжение, а педагоги и родители стараются создать оптимальную среду для безболезненного перехода малыша из одних условий в другие. Адаптация детей имеет разную степень тяжести и продолжительности. Некоторым детям достаточно двух недель для того, чтобы полностью привыкнуть к детскому саду, другие переживают этот процесс долго и тяжело.

Мой опыт работы с детьми младшего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. В данном опыте предпринята попытка использовать фольклор для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Актуальность.

Тенденции развития современного общества таковы, что родители достаточно активно пользуются услугами групп раннего возраста дошкольных организаций. Практика показывает, что более 60% семей отдают детей в детские сады до достижения ими возраста двух лет.

Для ребенка детский сад является новой неизведанной территорией, изменением привычного уклада, и как следствие серьёзной психотравмирующей ситуацией. В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садиковского». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

Педагогическая идея опыта заключается в использование фольклора в период адаптации малыша к детскому саду, который способствует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослыми, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Теоретическая база.

Теоретическая база педагогического опыта построена на исследованиях и представлениях всеми известных педагогов и психологов прошлого, занимавшихся проблемой адаптации и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное протекание адаптации детей раннего возраста.

А. Н. Леонтьев отмечал: каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы, следовательно, свой тип адаптации.

Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи (Л. В. Макшанцева, Е. И. Морозова, Г. Б. Степанова, С. Н. Теплюк и др.) считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. По их мнению, эффективным средством являются произведения устного народного творчества, которые способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.

По мнению З. А. Гриценко, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период адаптации и делает ее протекание более благоприятным.

Новизна опыта

Новизна данной работы заключается в:

-комбинации малых форм фольклора и элементов сказкотерапии, адаптации данных методов для работы с детьми раннего возраста;

-построении целостной системы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада посредством использования фольклора.

Практическая значимость опыта состоит в возможности использования его как целостно, так и частично, для организации сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

Технология опыта

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению я поставила перед собой задачу разработать методику по использованию произведений устного народного творчества

Сначала был подобран:

1. фольклорный материал в соответствии возраста детей;

2. подготовлен материал для родителей «Песенки – пестушки в жизни детей»;

3. подготовлена папка – передвижка «Наши пальчики играли…», с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;

4. подобран иллюстративный материал с фольклорными произведениями;

5. проведено родительское собрание «Успешная адаптация малышей к детскому саду через фольклорные произведения».

Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, я включаю их в различные режимные моменты.

Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, в этот момент я встречаю малыша с улыбкой на лице, присаживаясь к нему, чтобы мои глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда дети моют руки, они сопровождают свои действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

Удачно подобранная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Катя ела.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Или:

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

При одевании детей на прогулку проговариваю:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки малышки.

Или:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Процесс пробуждения детей тоже сопровождает потешками, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Или:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

При пробуждении всей группы детей используется игровой приём с куклой.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

Организацию детей на занятия и сами занятия также строю на основе фольклора и пальчиковой гимнастики. Например, организуя детей на познавательное занятие «В лес, по грибочки» приговариваю:

Гриб – грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Грибок к грибку,

А мой наверху!

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. Воспитатель с помощью потешки вызывает у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Оленька (Настенька) пойдет,

Через киску упадет!

Или:

Скачет зайка маленький,

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка.

Когда в группу приходит новый ребенок, также я использую потешку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший.

Коленька пригожий.

Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи.

На этапе адаптации используемые мной игры, направленны на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики.

К своей работе по адаптации детей, привлекаю родителей детей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей группы проведены консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях.

Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

Пальчики, пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

По серёдочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Гришка,

Гришка – шалунишка.

Или:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Ежедневно использую три – четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.

Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, заметила, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения.

Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Результативность опыта

На заключительном этапе был проведён анализ эффективности работы по созданию условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста через использование средств народного фольклора.

В качестве критериев результативности выделены следующие показатели: уровень адаптированности детей к условиям детского сада и знания, представления родителей о фольклорных формах как средствах профилактики нарушений в период адаптации.

«Диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» М. В. Корепановой Е. В. Харламповой и анкетирования родителей.

Анализ результатов показал, что у большинства, 92% детей фиксируется высокий уровень адаптированности к условиям детского сада был. У них обычно преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, они активно контактируют с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к изменениям (незнакомый взрослый, группа сверстников, новое помещение). У 8 % детей изредка можно зафиксировать нестабильное эмоциональное состояние, когда новый раздражитель возвращает отрицательные эмоциональные реакции. Однако при поддержке взрослого данная категория детей проявляет познавательную и поведенческую активность, что свидетельствует о положительной динамике в процессе адаптированности к новой ситуации. Детей с низким уровнем адаптированности в данный период в этой группе не наблюдалось (Приложение №2)

Мнение родителей о фольклорных формах, как средствах профилактики нарушений в период адаптации изучалось с помощью анкетирования. Анализ результатов, которого позволяет говорить о том, что на момент поступления в детский сад большинство семей – 97 %, не применяли фольклорные формы с целью предотвращения детских эмоциональных трудностей. Они не обладали знаниями в этом вопросе и не имели представления об эффективности данных методов. После проведения целенаправленной работы педагогов по актуализации описываемых направлений, все родители, 100 %, однозначно оценили положительный развивающий и профилактический эффект и выразили готовность далее использовать их в воспитательном процессе в семье (Приложение № 3).

По каждому показателю фиксируется положительная динамика, что позволяет говорить об эффективности реализуемой нами системы.

Распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.

[

Список используемой литературы

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с. 49 - 53;

2. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

3. Давыдова, О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.

4. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Комплексное

сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.

5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С. 13-18.

6. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.

7. Дорохина, Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 108-115.

8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского

развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.

9. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, №5, 2005

10. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. 2004. N7. с. 66-77.

11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.

12. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. – С. 46-49.

13. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Конспект НОД с использованием фольклора в разновозрастной группе младшего возраста «Путешествие с потешками» конспект. «Путешествие с потешками». Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора в разновозрастной группе.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждении» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него начинается новая жизнь. Его впервые оторвали от мамы. Все для него новое, непривычное. Чтобы ребенок.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 06:00
+86Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Косолапова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД