Света Воробьева
Опыт работы музыкального руководителя «Восприятие музыки детьми посредством использования ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя Воробьевой С. Ю по теме «Восприятие музыки детьми посредством использования ИКТ»
Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. Поэтому меня волнует вопрос, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя „Восприятие музыки детьми посредством использования ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Я считаю наиболее близкими для себя слова Василия Александровича Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. Тема моего педагогического проекта «Восприятие музыки детьми посредством использования ИКТ»
Для выполнения работы по данному вопросу мной реализован ряд условий:
Научно-исследовательские: Изучение работ музыкальных педагогов, музыковедов, педагогов-психологов : Н. Б. Теплова, Н. А. Ветлугиной, В. Н. Шацкой
Методические: Изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта, Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования : Д. Кабалевского, О. П. Радыновой, Э. П. Костиной
Организационно-педагогические: Создание развивающей среды, взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ
ФГОС Дошкольного образования ориентирует на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка
Развитие музыкального вкуса в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности. Но наибольшие впечатления они получают в основном в процессе восприятия музыки. Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство (просмотр слайдов, видеоматериалов) и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком.
В начале работы по данной теме был проведен мониторинг музыкального развития детей в старшей группе (28 человек)
Оказалось, что эмоциональная отзывчивость на музыку сформирована у 9 де, находятся в стадии становления 18 детей и не сформирована у 1 ребёнка, в связи с его индивидуальными- психологическими особенностями
Репродуктивное мышление сформировано у 8 детей, находятся в стадии становления 19 детей и у 1 ребёнка мышление. не сформировано. Такие же показатели наблюдались в развитии творческого мышления и развития музыкальной памяти
Для осмысления данной проблемы я обратилась к трудам известных педагогов.
Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон.
Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги О. П. Радынова., Э. П. Костина. Так Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания»
В свое время психолог Б. М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детям вне опоры на немузыкальные средства
Такие педагоги как Афанасьева О. В., Беляков Е. В. и Круглова Л. пишут об использовании ИКТ в образовательном процессе.
Цель: Развитие музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности, восприятию музыки средствами современных информационно-коммуникативных технологий
Задачи:
1. Приобщать детей к культуре слушания музыки на основе восприятия
лучших произведений народной. классической, современной музыки, способствуя становлению музыкально-эстетического сознания дошкольника
2. Формировать представления об образной природе музыки при ознакомлении с произведениями, имеющими два-три музыкальных образа в их развитии и взаимодействии.
3. Стимулировать способность давать оценку прослушанных произведений, высказывать собственные эстетические суждения.
4. Формировать умение детей концентрироваться на восприятии музыкальных произведений
6. Обогащать музыкально-двигательные представления (побуждать воспринимать движения в соответствии с характером музыки)
(Ведущая педагогическая идея)
Качество восприятия музыки детьми дошкольного возраста зависит от создания определенных педагогические условий, использование современных информационно-коммуникативных технологий будет способствовать наилучшему восприятию музыки и как следствие развитию музыкальности воспитанников.
Моя работа проводилась в несколько этапов:
Подготовительный этап - изучение литературы и подбор содержания и способов работы с детьми; исследование творческих способностей детей
Основной - создание системы, разработка и апробация программы работы с воспитанниками
Итоговый –мониторинг уровня музыкальности детей
Обобщающий - рефлексия результатов, выводы
Работа велась через разные формы организации: совместная деятельность, самостоятельная деятельность и работа с родителями (мною разработана программа социального взаимодействия с родителями, я организую вечера досуга, развлечения, конкурсы, музыкальные гостиные и конечно же праздники)
Система работы с детьми
Этапы работы я реализую в системе. Через совместную деятельность, самостоятельную деятельность и работу с родителями. Любое мероприятие совместной деятельности начинается с предварительной работы (в режимные моменты, индивидуально) в детской игровой деятельности, в просмотре музыкальных видеосюжетов, рассказе о жизни композитора, чтении поэтической литературы.
На занятиях по слушанию музыки я часто использую ИКТ, так например слушая произведение М. М. Мусоргского я включала детям одноимённый мультфильм «Балет невылупившихся птенцов»»
Организованная деятельность включает в себя Мотивацию
восприятие (слушание) воспроизведение (пение, музыкально –ритмические движения,рефлексия хоровое пение
Так же веду вокальный кружок «Весёлые нотки», мною составлена рабочая программа, где тоже активно использую ИКТ
В каждой группе совместно с воспитателями организуется музыкально-образовательная среда, куда входит материал по программе в соответствии с возрастом уголки, для индивидуальной работы я предоставляю воспитателям материал для закрепления. например песни и музыку для танцев на электронных носителях. Привлекаю к сотрудничеству родителей.
Пользуюсь электронной почтой. Также на своем мини сайте размещаю информацию как для воспитателей, так и для родителей (рекомендации по изготовлению шумовых игрушек, атрибуты к праздникам, памятки для родителей «Как у ребенка развивать слух» и тд)
Использование информационных коммуникационных технологий в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его результативность. Так же дало возможность сформировать устойчивый интерес к музыке детей дошкольного возраста, повышению их музыкальной культуры на праздниках и развлечениях в индивидуальной работе, в методической работе, для самообразования и повышения квалификации. Я активно использую Икт
В конце обучения проведен повторный мониторинг развития восприятия у детей
Можно говорить о положительной динамике в этих вопросах по сравнению с первичным мониторингом
Дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
14детей уверенно высказываются о музыкальном произведении, о его настроении, характере, средствах музыкальной выразительности, жанре.
14 детей высказываются с помощью педагога
Музыкальное мышление, музыкальная память стали более развиты у детей, так сформирована у 13 детей. Хотя ещё год назад этот показатель был только у 8 воспитанников.
Опыт моей работы представлен в разных педагогических сообществах
1. Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей с темой «Использование ИКТ в музыкальной деятельности ДОУ»
2. Выступление на педагогическом совете с показом открытого занятия, выступление с творческим отчетом за год на итоговом педсовете
3. Представление опыта работы в профессиональных районных конкурсах: «Весенняя капель», «Патриотическая песня»,Рождественские колокольчики»
4. Участие в районных концертах: «День защиты детей», «День матери», «новогодний флеш –моб»
5. Участие в профессиональных Интернет – сообществах
В процессе работы был изучен большой объем методической литературы.