Приложение МААМ

Из опыта работы музыкального руководителя «Фольклорные праздники для современных детей»

Лариса Ермакова
Из опыта работы музыкального руководителя «Фольклорные праздники для современных детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Ермакова Лариса Николаевна

музыкальный руководитель

БДОУ г. Омска

«Детский сад № 20»

Фольклорные праздники для современных детей»

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» К. Д. Ушинский

Публикация «Из опыта работы музыкального руководителя „Фольклорные праздники для современных детей“» размещена в разделах

Народная культура – это одно из средств нравственного, познавательного и эстетического и духовного развития детей.

Современный дошкольник живет в то время, когда русская культура, родной язык, духовность испытывают влияние иноязычных культур и поэтому нашей задачей является развитие у современного ребенка чувства патриотизма, миролюбия, духовности.

Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохраняются и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Актуальность темы моего опыта заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас вспомнить народные традиции, праздники, наш русский фольклор. Младший дошкольный возраст – время интенсивного приобретения современным ребенком социальных знаний. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает духовность, миролюбие, уважение, гордость за родную землю, патриотизм.

Согласно требованию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основным из принципов дошкольного образования является: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а так же учет этнокультурной ситуации развития детей». И одной из задач образовательного учреждения является «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Использую разнообразные виды занятий: познавательные беседы, развлечения, праздники, посиделки Такая работа педагогов помогает ребенку объяснить, что такое миролюбие, добродетель, добросердечие, духовность, патриотизм, сочувствие, сострадание, терпимость, помогают выразить любовь, доброту и внимание к другим людям.

Фольклорные праздники обладают большими воспитательными и духовно-нравственными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. Фольклорные праздники, это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, воспитание патриотизма, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Для детей наиболее естественными будут праздники, в которых традиционно принимают участие сами дети и их родители. Вся работа по духовно нравственному воспитанию строиться на воспитании чувства патриотизма и равноправии взрослого и ребенка. Огромное значение для детей имеют добрые дела, правильные поступки. Проводим фольклорные праздники : «Осенины», «Кузьминки», «Рождество», «Святки», «Пришла Коляда», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троица».

Правильно организованная подготовка праздника, разучивание музыкального материала, участие родителей – одно из условий успешного его проведения.

Для проведения праздника пишу сценарий. Желательно использовать народные музыкальные традиции. В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных способностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара: стихов, песен, плясок, игр, хороводов и т. д. Обязательно учитывается уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных данных, двигательных навыков. В программе праздника рекомендуется сочетание разных видов искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. В каждый праздник входят народные песни, танцы, хороводы, пословицы, загадки, игра на русских музыкальных инструментах. Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность. Значимую часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.

Так же в нашем детском саду организована передвижная выставка элементов одежды и народных промыслов разных народов, которые живут в городе Омске. После проведения в 2013 году праздника посвященного Дню единства, назрела необходимость создать такую выставку и сохранить ее для наших детей. Ведь наш детский сад многонациональный. К нам ходят: казахи, русские, украинцы, татары, азербайджанцы, узбеки, белорусы. Очень важно научить детей миролюбию, жить в мире и в согласии с другими народами, а так же знакомить детей с костюмами, традициями, верой других наций. Так же используем выносной материал для создания «Русской избы», которая постоянно обновляется материалами старинного быта: это кухонная утварь, прялка, сундук, кружевные салфетки и многое другое.

Накануне праздников проводим конкурсы поделок и рисунков «Красивая вербочка», «Писанки», «Мой храм». Уже стало традицией к благовещенью готовить печеных «жаворонков» и угощать ими друг друга, родителей, сотрудников детского сада.

Основным результатом моего педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.

Обучая детей народному творчеству мною были решены следующие задачи:

1Главная задача воспитать нравственно-здорового ребенка, способного сопереживать, выражать нравственные чувства. Вся воспитательная работа нашего учреждения строиться на основе единства образовательного процесса, взаимодействия и взаимопомощи.

2. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.

3. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.

4. Воспитывать духовность, патриотизм, миролюбие интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.

Основными показателями результативности считаю:

1. Проявление у детей интереса к культуре и истории русского народа.

2. Воспитать патриотические чувства, любовь к близким людям.

3. Создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и миролюбие к другим народам.

4. Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через участие подготовки проектов, в совместных мероприятиях, сборе материалов.

5. Овладение элементарными навыками использования информации для практического применения.

6. Проявление активности участия в фольклорных праздниках, играх, развлечениях.

Мною были разработаны сценарии народных праздников, занятия по народной культуре.

Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках. В репертуаре каждого ребенка стало множество песен, пословиц, поговорок, игр, хороводов. Дети стали хорошо ориентироваться в народной культуре, знать народные праздники и обряды, а главное, на мой взгляд, могут и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.

Литература:

1. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.

2. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. – № 9.

3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей : содержа., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. № 14.

4. Основы православной культуры: науч. метод. Пособие для педагогов детских садов. Гладких Л. П. –Курск, 2008.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Применение современных технологий и методик в практической деятельности музыкального руководителя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Весёлые звоночки» «Применение современных технологий.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2018–2019 год .

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Индивидуальный план работы музыкального руководителя в межаттестационный период на пять лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Ак каен» «Утверждено»: Заведующий МБДОУ «Ак.

Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. (Из опыта работы музыкального руководителя Харитоновой М. С. МАДОУ №10.

Обобщение опыта работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» Актуальность. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую.

Описание опыта работы музыкального руководителя Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего.

Праздники в детском саду. Фотоотчёт музыкального руководителяПраздники в детском саду. Фотоотчёт музыкального руководителя Праздники в детском саду. Праздник должен радовать в первую очередь детей. Много ли праздников в детском садике? Почти каждый день в нашей.

План работы по самообразованию «Народные фольклорные праздники в жизни дошкольников» План работы Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются.

Опыт работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников Выступление на родительском собрании «О доле родителей, удовлетворённых деятельностью музыкального руководителя по профессиональной ориентации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы музыкального руководителя «Фольклорные праздники для современных детей»
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 16:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы музыкального руководителя «Фольклорные праздники для современных детей»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ермакова (УИ 1478000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД