Оксана Негреба
План работы по самообразованию «Народные фольклорные праздники в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Публикация «План работы по самообразованию „Народные фольклорные праздники в жизни дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Самообразование
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника играми, творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи:
1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре через народные праздники.
3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий.
4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
5. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.
6. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
8. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
10. Вовлечь родителей в совместную деятельность по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
План работы на год
Сроки Формы работы с детьми Формы работы
с педагогами Формы работы
с родителями Практические выводы
(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
сентябрь Самостоятельное изучение материалов по теме самообразования на педагогических сайтах, в Интернет – сообществах.
Мониторинг музыкального развития детей дошкольного возраста с учетом темы по самообразованию.
Выявление интересов детей.
Разработка конспектов занятий. Разработка методического материала: написание сценариев праздников, развлечений; составление игр, игровых пособий, наглядного материала, материала ИКТ для использования на праздниках.
октябрь -Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.
Выступление на родительском собрании на тему «Фольклор в жизни детей» Презентация «Осенины»
ноябрь Разучивание пляски «Русская ярмарка», беседа про народные кубанские традиции и обычаи, игры, обряды Консультация для воспитателей.
«Особенности проведения фольклорных праздников» Осенний утренник «Широкая Кубанская ярмарка»
декабрь разучивание рождественских песен, плясок, организация и проведение русских народных игр и забав.
Проведение мастер классов по обучению хороводным играм. Творческая мастерская «Изготовление новогодних костюмов» Видеопоказ «Русские народные хороводные игры». Знакомство с историей возникновения русских хороводных игр.
январь - Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями.
- Мастер-класс по совместному изготовлению детьми и родителями панно «Вечер в Рождество».
- Виртуальная экскурсия в храм Рождества Христова.
февраль Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях.
-Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.
«Русские народные, подвижные игры на прогулке» Русские гулянья
«Эх, да Масленица»
март Презентация на тему «Детский фольклор как особое явление (дразнилки)»
апрель Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.
-Изготовление веточек вербы из гофрированной бумаги (украшение ими группы)
-Рассказ о празднике Пасха. - Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. - Разучивание пасхальных песен приговорок. Изготовление пасхальных композиций Праздник «Пасха»
май -Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях.
- Подбор материала и изучения интернет ресурсов для составления методического пособия
Методическое пособие «Календарь фольклорных народных праздников»
Обобщающий этап
1. Обобщение результатов работы по теме самообразования
2. Соотнесение полученных результатов с запланированными.
3. Мониторинг. Сравнение результатов.
4. Самоанализ
5. Оформление опыта работы, внесение в базу РПО.
Распространение опыта работы в СМИ.
1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня (район, город) в течении всего периода.
1. Выступление на педагогическом совете.
2. Проведение открытого занятия
Участие родителей в фольклорных праздниках вместе с детьми.
Перспективы на следующий год:
1. Планирую начать работу по теме «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста.
2. Изучить материал по данной теме.
3. В своей работе буду проводить беседы и консультации с родителями.
Используемая литература:
1. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры старшая группа сост. О. В. Шубина, И. Г. Чайка Издательство «Учитель» Волгоград, 2018г.
2. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь : основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
3. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. - 1990, № 4,7,10
4. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры Изд «Речь», 2011
5. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
Подбор материала и изучения интернет ресурсов для составления методического пособия
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2001г.
- Программа «Родник», занятия с детьми «Народная культура и традиции» В. Н. Косаревой, 2014г.
- Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2003г.