Марина Астанина
Опыт работы ДОУ в использовании «Мультстудии i-Theatre» в развитии дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С 2019 года МБДОУ «Детский сад № 299» является областной инновационной площадкой для реализации проекта «Авторская мультипликация как средство креативного развития у дошкольников», ключевой идеей которого является развитие творческих способностей и личностной сферы дошкольников в процессе создания мультфильма. Для нашего детского сада мультипликация стала новой, нетрадиционной формой работы с детьми по STEAM-образованию. Для этого в ДОУ были созданы условия: оборудована мультстудия «Дружба», педагоги освоили новые для них технические средства: «Мультстудию “Я творю мир”» и мультистудию i-Theatre.
Публикация «Опыт работы ДОУ в использовании „Мультстудии i-Theatre“ в развитии дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хочется подробнее рассказать о мультистудии i-Theatre. i-Theatre — это универсальный и всесторонний инструмент для развития детей. Использование digital-технологий и творческого подхода помогает заинтересовать детей и раскрыть их творческий потенциал, развить социальные и коммуникативные навыки в командной работе.
Мультистудия i-Theatre представляет собой передвижное модульное рабочее пространство в виде тележки со встроенным интерактивным столом. Наличие колес позволяет легко перемещать мультстудию, не смотря на ее достаточно большой вес. С помощью встроенного сканера детские творения (рисунки, аппликации, поделки) мгновенно переводятся в цифровую форму для создания анимации. Программное обеспечение полностью русифицированно и позволяет передвигать персонажей, поворачивать, увеличивать или уменьшать их в то время, как фон остается неподвижным, а также озвучивать персонажей, накладывать музыку и полностью контролировать процесс создания и выпуска мультфильма.
Важно отметить эффективность использования мульт-студии i-Theatre в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Дети с ОВЗ, это дети, у которых выявлены нарушения в развитии разных сфер : речевой, интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, сенсорной. Ребенок с ОВЗ растет и развивается, как и обычный ребенок, но развитие данных сфер задерживается с самого рождения, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду, рассчитанную для детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь возрастных и психофизических. Обучать детей с ОВЗ так же необходимо с учетом дефектов их развития. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится мультипликация.
Занятия мультипликацией позволяют :
- преодолевать последствия заболеваний у детей с ОВЗ;
- облегчать кризисные состояния, преодолевать страхи и бороться с различными невротическими состояниями;
- обретать волю к преодолению жизненных трудностей и становиться более веселыми и открытыми;
- помогает снизить уровень тревожности и защитной агрессии;
- способствует формированию положительного настроя к окружающему миру.
Перед началом работы над созданием мультфильма мы «погружаем» детей в историю мультипликации, знакомим с процессом создания анимационного фильма, особенностями мультипликационных жанров и профессий тех людей, которые работают, создают мультфильмы.
От определения общей идеи и темы мультфильма до его просмотра в готовом виде проходит достаточно долгое время. Темы сюжетов могут быть предложены как педагогом, так и детьми.
Работа над сценарным планом рискует стать менее интересной для детей. Именно поэтому мы стараемся максимально заинтересовать их на данном этапе с помощью игр-драматизаций, обыгрывания сюжетов с использованием элементов режиссёрской игры, речевых игр типа: «Что будет, если.», разработки дизайн-проектов по подбору декораций и элементов костюмов для персонажей различных сюжетных линий сценария.
В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий у них развиваются основы логического мышления, навыки целеполагания и планирования. Придумывая персонажа, ребенок наделяет его особым характером и присущими ему самому ценностями. Работая над сюжетом, ребенок учится анализировать поступки и их последствия, точно выражать мысли и чувства.
При работе над персонажем ребята осваивают различные изобразительные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный). Но и на этом этапе мы не прекращаем работу над сценарным планом! В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми отдельные части сценария, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса демонстрировать настроение и характер героев.
Покадровая съёмка мультфильма и последующий монтаж - очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой работы детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество снимков, не смещая фотоаппарат с установленной точки, соединять кадры в фильм при помощи компьютерной программы. Этот этап, пожалуй, самый технически сложный и одновременно интересный, так как детям приходится постоянно осваивать новые инструменты мульстудии.
Одним из самых интересных этапов является озвучивание мультфильма. Подбор музыки, работа над шумовыми эффектами, интонирование текста, отработка выразительности речи, выбор тембра голоса - все это с удовольствием выполняют малыши и взрослые в совместном творчестве.
Просмотр мультфильма со сверстниками и родителями ставит смысловую точку в такой интересной и креативной работе, помогает осознать каждому свой вклад в общий, коллективный творческий продукт!
За время работы нашей мультстудии у детей с ОВЗ наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
- стабилизация эмоционально - волевой сферы;
- повышение уровня речевой активности;
- укрепление функций внимания и памяти;
- улучшение работы мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных качеств;
- освоение способов конструктивного взаимодействия;
- повышение самооценки;
- повышение образовательного уровня.
Мультстудия в детском саду это отличное решения дополнительных занятий не только в группах детей с ОВЗ, данный способ образовательной деятельности будет полезен для всех детей, а также педагогов. И пусть, в настоящее время использование технических средств, в дошкольных образовательных учреждениях, вызывает некоторые трудности, мультипликацию стоит использовать в образовательной деятельности с детьми, помимо других средств, используемых воспитателем.