Ирина Безуглая
Опыт работы логопеда «Закрепление речевой информации во время дневного сна»
▼ Скачать
Закрепление речевой информации во время дневного сна.
В 2009 году во время одного из методических объединений логопедов я услышала об очень интересной методике работы с логопатами, которую использовали логопед и воспитатели речевой группы ДДУ № 10 «Алёнка» нашего города. Раиса Трофимовна Хашу, логопед детского сада, охотно познакомила меня с теоретическими и практическими материалами этой методики. Ознакомившись с полученной информацией, обсудив ее с педагогами и администрацией, мы начали использовать эту методику в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития.
Публикация «Опыт работы логопеда „Закрепление речевой информации во время дневного сна“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
На протяжении трех лет работы пополнялись практические наработки, углублялись теоретические основы применяемой методики. Об этом подробнее.
Закрепление речевой информации в памяти человека во время естественного сна (научный термин – гипнопедия, является одним из методов современного практического языковедения. Он основывается на экспериментальных наблюдениях, проведенных в лаборатории экспериментальной фонетики Института языкознания имени А. А. Потебни НАН Украины, а также на соответствующих физиологических, психологических и медицинских исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Самый первый научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия речи во время сна провел русский профессор психиатрии Абрам Моисеевич Свядощ еще в 1936 году. В 1940 году он смог обобщить свои исследования, представив их в виде диссертации «Восприятие речи во время естественного сна». Именно она и проложила дорогу к формированию такой науки, как гипнопедия. Учеными были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать человеческую речь любого содержания. Воспринятая таким образом информация может усваиваться практически без искажений и воспроизводиться человеком после пробуждения. Выяснилось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.
С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозге образуются участки бодрствования, которые формируют так называемый сторожевой пункт, позволяющий человеку поддерживать контакт с окружающим миром. Даже если во время сна связь с окружающим утрачивается абсолютно, достаточно уже того, что информация воспринималась во время засыпания.
Таким образом, такая простая работа, как запоминание слов, например, происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время такой работы, а наоборот, отдыхаем, высыпаемся. Нужно отметить, что отсутствие утомления при таком запоминании, это не особенность обучения во сне. Это особенность правильной организации выполнения любой однообразной работы. Правильно организованная работа не утомляет. Во время сна практически невозможно заниматься неправильно, т. е. идти против собственной природы, поэтому утомления при запоминании во сне не происходит.
В наше время гипнопедия рассматривается как один из возможных способов обучения, применяющийся наряду со многими другими. Использование гипнопедии в широких масштабах вряд ли целесообразно, однако разумное включение элементов гипнопедии в систему интенсивного обучения себя оправдывает.
Проработав существующую литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что такой вспомогательный метод можно применить для работы над развитием грамматического строя речи наших детей, речевая практика которых ограничена. Следует заметить, что этот метод является не основным в коррекционной работе, а дополнительным, вспомогательным, который сопровождает те средства активного логопедического воздействия, которые использует специалист в своей ежедневной работе.
Введение закрепления речевой информации во время дневного засыпания проводится после осознания детьми материала, изучаемого на занятиях, где они находятся в активном рабочем состоянии. При таком обучении рационально используется психическая деятельность ребенка во время небольшого промежутка естественного сна – засыпания.
Работа ведется по системе, апробированной творческими коллективами ДДУ №10 и ДДУ №8: во время отработки определенной лексической темы подбираются сложные, но доступные для понимания дошкольников грамматические категории (учитываем тут зону ближайшего развития) и объединяются в стабильные блоки. Например, в сентябре, изучая с новенькими тему «Игрушки», закрепляем образование множественного числа имен существительных; в теме «Части тела» закрепляем таким образом образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных; в теме «Овощи и фрукты» - согласование существительных с прилагательными. На протяжении второго года обучения вводим в блоки новые, более сложные задания – словообразование, согласование различных частей речи, падежное управление. Каждый блок повторяется 3 – 5 раз в течение недели. На следующей неделе берем уже другой блок. Для удобства использования материал подбирается согласно лексической теме недели и плана развития грамматического строя речи.
Методика закрепления речевой информации во время дневного засыпания.
Первая фаза. Перед сном дети, сидя на стульчиках, хором проговаривают за логопедом (спокойно, не напрягаясь) знакомый речевой материал в специально отведенное для этого время (паузу). Лексическо-грамматический блок повторяется дважды.
Вторая фаза. Дети укладываются в кровати и так же негромко хором повторяют за взрослым те же самые слова в обозначенные им паузы. Блок повторяется ориентировочно трижды.
Третья фаза. Детям предлагают шепотом (поощряя, но не контролируя) проговаривать слова за логопедом. После каждой грамматической конструкции необходимо делать паузу. Блок повторяется ориентировочно трижды.
Четвертая фаза. Под ровный, размеренный, без длительных пауз голос взрослого, который четко проговаривает все слова, слегка выделяя голосом нужную грамматическую форму, дети засыпают. Блок повторяется 6 – 7 раз.
Заметим: все, что таким способом подается ребенку, не должно побуждать его к каким-то умственным усилиям, выбору определенной информации, интеллектуальным или эмоционально-волевым действиям. В основе использующегося метода лежит механическое повторение знакомого учебного материала. Итак, сам процесс закрепления направлен на глубокое, прочное и более быстрое усвоение речевого материала. А для детей с недоразвитием речи, которым приходится «догонять» своих ровесников, и у которых, как правило, нарушены и внимание, и память, этот метод играет большую практическую роль как вспомогательный способ обучения.
К тому же, дети охотно принимают такую форму общения как дополнительное проявление внимания к себе, а логопед или воспитатель строят отношения с ними во время этой работы с особенным оттенком лиричности, камерности.
Педагоги наших детских садов, использующие эту методику, довольны результатами введения закрепления информации во время засыпания. Мы считаем, что можно рекомендовать и другим педагогам коррекционных групп использовать эту методику. Для этого предлагаем ориентировочный речевой материал. К каждой лексической теме даем несколько блоков грамматических конструкций. Какой именно блок взять в работу, решает логопед в каждом конкретном случае в зависимости от уровня усвоения материала детьми.
Список использованной литературы.
1. Ахмедов Т. И. Практическая психотерапия: гипноз, внушение, медитация. Харьков: АСТ, Торсинг, 2003
2. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб. : Питер, 2001
3. Кандыба Д. В. Тайные возможности человека. Книга 1 М. -КСП, 1995
4. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения. - М., «Высшая школа», 1986.
5. Китайгородская Г. А., Леонтьев А. А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение. В сб. : «Методика и психология интенсивного обучения иностранным языкам». Изд. АПН СССР, М., 1981.
6. Лозанов Г. К. Основы суггестологии // Проблемы суггестологии: Материалы 1-го Междунар. симпозиума по проблемам суггестологии. София. Наука и искусство, 1973.
7. Майорова М. А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося. - В сб. : «Активизация учебной деятельности». Вып. 1, М., 1981 стр. 18-32.
8. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М. В. БулановаТопоркова [и др. ]; под общ. ред. В. С. Кукушина. РостовнаДону : МарТ, 2002
9. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -Москва. : Высшая школа, 1987 г. 10. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. – М. «Большая российская энциклопедия», 1993
11. Скалкин В. А. Обучение монологическому высказыванию. Киев., Радяньска школа. 1983.
12. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : учебнометодическое пособие : в 2 т. / Г. К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий. (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. 2006