Фарида Закирова
Из опыта работы кружка «Юный метеоролог»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники - прирожденные исследователи.
И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше» : умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
Публикация «Из опыта работы кружка „Юный метеоролог“» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Опыт работы, практика
- Погода и природные явления
- Темочки
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
На 2018-2019 учебный год я запланировала в своей группе кружок «Юный метеоролог». Возраст у моих детей уже был подходящий и родители с радостью записали своих «почемучек» на мой кружок.
Прогнозирование погоды позволило углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например: наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнали их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности, что эти растения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток).
Этот вид деятельности позволил открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не будет.
Знакомство детей с народными приметами приобщило их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это, в свою очередь, воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволило развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их).
Прогнозирование погоды позволило детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы («А календула — это барометр? А рыбка в аквариуме?») При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радовались в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости не было предела; если нет —аргументировано доказывалось неправомерность предположения.
Знакомство детей с «живыми барометрами» способствовало формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря этому дети учились понимать язык природы (о чем предупреждает ласточка, лягушка, ель и т. д.). На прогулке дети знакомились с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды. Дети научились замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» - наклонила цветок к земле — перед дождем и т. д., а это воспитывало чуткость и внимательность к миру.
Прогнозирование погоды позволило детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствовало подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).
Этот метод помог детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.