Божко Наталья Алексеевна
Опыт работы «Использование элементов моделирование на занятиях по физической культуре в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить опыт работы- использования элементов моделирования на занятиях по физической культуре дошкольников.
По данному направлению я работаю второй год.
Почему меня привлекла данная тема?
В своей работе я столкнулась с :
• невнимательностью детей на занятиях.
• Частой отвлекаемостью
• Безынициативностью детей.
Публикация «Опыт работы „Использование элементов моделирование на занятиях по физической культуре в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Встал вопрос – как же создать для ребенка условия,чтобы он почувствовал себя активным участником занятия и членом команды.
Работая с литературой, прослушивая вебинары, посещая мастер классы –меня привлекло использование моделей на занятиях по физкультуре.
Что же такое моделирование?
Моделирование – наглядно –практический метод обучения.
В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет или действие, могут быть,замещены в деятельности детей знаком или изображением.
Использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную и умственную деятельность.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами:
Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной и Н. Н Подьяковым.
С целью развития мышления и обогащения двигательной сферы, я начала вводить модели в содержание физкультурных занятий.
Нами были составлены следующие виды моделирующих карточек :
• Предметные
• Сюжетные
• Карточки схемы
Каким образом и в какое время мы используем моделирующие карточки на занятиях.
Карточки схемы используем вводной части занятия при построениях и перестроениях.
Дети видят карточку - схему, и образуют строй в соответствии с ней.
Перед нами фрагмент игры «Ручейки – озера».
Дети выполняют упражнения вводной части занятия. Раздается звуковой сигнал, появляется моделирующая карточка. Звуковой сигнал служит командой к началу действия.
Как вы думаете: какой строй должны образовать дети?
Карточки – схем используются при выполнении упражнений для профилактики плоскостопия.
По звуковому сигналу дети выполняют упражнения, предложенные на карточке схеме.
На данном этапе занятия с моделирующими карточками может работать вся группа одновременно.
Вот еще один пример использования моделирования на занятиях.
В середине физкультурного зала размещается обруч. В нем лежат схемы выполнения упражнений для стопы и схемы различных видов ходьбы.
Педагог называет имя ребенка. Ребенок бежит к обручу, выбирает любую схему, встает в строй направляющим и показывает способ выполнения упражнения. Далее, вся группа выполняет предложенное движение
Карточки - схемы мы используем не только во вводной, но и в основной частях занятия.
Во время выполнения основных видов движений, детям предлагаются карты схемы. На них графически изображен способ выполнения упражнения.
Перед нами схемы движений – ползание; прыжки
Лазание и бросание мяча.
Схема используется с детьми старшего дошкольного возраста.
Схема упражнения с мячом. Как вы думаете, как необходимо выполнить движение
Успешно применяю моделирование при организации подгрупповой работы.
Дети разбиваются на три станции. На каждой станции две схемы выполнения одного вида движения. Простой способ и более сложный способ. Например:
Ползание - на высоких четвереньках и ползание на низких четвереньках.
Прыжки – на двух ногах продвигаясь вперед или прыжки ноги вместе - ноги врозь.
Дети самостоятельно выбирают способ выполнения упражнения каждый для себя.
Если возни кают вопросы – просят помощи педагогов.
При работе на одной станции, дети могут выполнять упражнения как одним способом, так и другим.
По свистку происходит переход с одной станции на другую, где детям предлагаются схемы выполнения другого вида движения.
Т. О. за одно занятие ребенок может проработать от 3 – 6 видов упражнений
Модулирующие карточки – схемы разработаны на такие виды движений:
• Прыжки
• Ползание, лазание
• Равновесие
• Метание, ловля, бросание
• Упражнения с лестницей координации
Также карточки – схемы применяем при проведении ОРУ
Такие схемы как: девочки – мальчики.
Во время выполнения ору,по звуковому сигналу появляется схема.
Если на схеме изображен мальчик – мальчики строятся в колонну около ориентира, бегут вокруг спортивного зала и возвращаются на свои места для выполнения упражнений.
Схема – девочка : девочки строятся, бегут и возвращаются.
Следующий вид моделирующих карточек : предметные карточки. На них изображен предмет или объект.
Данный вид карточек мы используем при выполнении ору и подвижных играх.
Предметные карточки содержат предмет или объект.
Сюжетные карточки – сюжет.
При подборе общеразвивающих упражнений, стараемся каждому упражнению дать название. Подбираю к упражнению картинку. Во время разучивания комплекса знакомлю детей с названием упражнения и его картинкой (предмет- объект).
По мере освоения комплекса упражнений, привлекаю детей к показу упражнения.
Называю ребенка. Он подбегает к стойке, берет карточку. Смотрит и показывает картинку детям. Громко озвучивает название упражнения и приступает к показу.
Перед нами фрагмент данного действия.
Великаны – гномы – игровое упражнение, направленное на изменение исходного положения.
Великаны – дети выполняют упражнения из и. п. узкая стойка ноги врозь.
Гномы – и. п. стойка на коленях.
Элементы моделирования использую и в провидении подвижных игр.
Для обозначения подвижных игр использую карточки.
С помощью них дети определяют подвижную игру, в которую будут играть.
Как правило, я предлагаю две карточки. Их них дети и выбирают.
И, как раз, в этом месте я работаю над поддержкой детской инициативы.
г
Хочется отметить, что результаты проделанной работы видны уже сейчас.
Мои воспитанники :
• Внимательны
• Активны
• Уверены в своих силах
• Готовы к принятию собственных решений
• инициативны