Анна Ильина
Опыт работы «Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. КРАСНОДАР
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №200»
ФИЛИАЛ «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
Тема: «Использование кубанского фольклора
в процессе музыкального воспитания
старших дошкольников»
Автор опыта :
Ильина Анна Николаевна
Публикация «Опыт работы „Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников“ (часть I)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
музыкальный руководитель филиала МАДОУ
МО г. Краснодар «Центр развития ребенка –
детский сад №200»
СОДЕРЖАНИЕ
Информация об опыте…. 3
Технология опыта…. 7
Результативность опыта…. 14
Библиографический список… 15
Информация об опыте.
Автор опыта : Ильина Анна Николаевна музыкальный руководитель филиала МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 200»
Тема опыта : «Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников».
Опыт работы разработан в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, предусматривающими интеграцию образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса, становления личности ребенка и духовно-нравственного воспитания.
В дошкольном возрасте происходит процесс приобщения ребенка к языку своего народа, овладению этим языком. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед детьми в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, поговорки, сказки – ребенок не только слышит, но и повторяет, усваивает их. Они входят в его язык в доступном для ребенка содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка.
Актуальность. В настоящее время дети мало знают народные песни и не знакомы с кубанским фольклором. Наблюдается процесс упрощения, оскудения языка, исчезает его красота, образность. Современные дети оторваны от народного творчества, а ведь они обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.
Задача музыкального руководителя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы показать детям красоту кубанского фольклора через народное творчество, отраженное в песнях, припевках, потешках, играх и т. д. о богатейшей сокровищнице нашего народа существует много высказываний, например, высказывание В. Н. Сорока-Росинского: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества».
Возрождение историко-культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Мои наблюдения показали, что положительное влияние оказывается там, где произведения народного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Если окружающие ребенка люди используют народные выражения, то и он сам начинает их усваивать и употреблять, потому что они значимы только тогда, когда употребляются к месту и вовремя.
Процесс изучения проблемы показал необходимость систематизировать работу по фольклорному воспитанию детей на Кубани. В связи с этим была определена тема опыта работы : «Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников».
Исходя из данной темы, я поставила перед собой следующую цель и задачи.
Цель: обогатить знания детей о традициях Кубани, расширить нравственные и эстетические представления о кубанском фольклоре у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучить детей характерным основам народной песни посредством кубанского фольклора;
2. Сформировать интерес к кубанским народным традициям;
3. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани.
В связи с этим, было принято решение на базе дошкольного учреждения организовать практическую работу по развитию нравственных и эстетических представлений о кубанском фольклоре с детьми старшего дошкольного возраста. В учреждении для работы этой теме были созданы необходимые условия: организован мини-музей «Кубанское подворье», подобраны фонотека кубанских народных песен и песен современных авторов о Кубани, о родном городе Краснодаре и картотека народных игр, пословиц и поговорок.
Свою работу строила на основе фольклорной программы «Гусельки», разработанной как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» – Министерства просвещения РСФСР под ред. М. А. Васильевой.
Сценарии праздников, представленные в опыте работы, являются авторизованными. Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной кубанской культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей. Эту работу я начала с детьми старшего дошкольного возраста, так как творческие способности в этом возрасте более развиты, а народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью. Издавна люди придавали народному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают детям яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и таким образом, обогащают духовный мир детей. Фольклор и музыкальное воспитание в ДОУ.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить музыку разных народов. Но главная задача, которая стоит перед музыкальным руководителем – научить детей любить музыку своего родного края. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни дарят ребенку положительные эмоции. Иногда только при одном упоминании названия песни, лица у ребят озаряются улыбками, и они с удовольствием ее исполняют. В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров народной песни.
Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Одним из таких условий является детский праздник, который создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом. Праздник в детском саду – особый день для ребенка. А ведь именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.
Музыкальные праздники позволяют решить многие задачи воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Реализации этих задач наилучшим образом способствуют фольклорные праздники, благодаря которым повышается интерес детей к национальной культуре, усиливается любовь к родному краю, к искусству, возрастает чувство национальной гордости.
Музыкальный материал для таких праздников разнообразен и подбирается с учетом возрастных особенностей детей. В него включены как народные песни, так и стилизованные под народные авторские песни, а также песни кубанских композиторов :
- детские народные прибаутки, потешки;
- народные песни: «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «На горе-то калина»;
- стилизованные под народные авторские песни: «Пошла Маша во лесок», «Бабушка» муз. и сл. И. Конвенан, «Ягода» муз. А. Аверкина, сл. Е. Герц; «Ложки деревенские» муз. и сл. З. Роот;
- песни кубанских композиторов : «На Кубани мы живем» муз. В. Захарченко, сл. А. Костарева; «Ой, Кубань, Кубань» муз. Г. Пономаренко, сл. С. Хохлова.
Детям нравится инсценировать песни, т. е. действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни, например, «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», др. А попевки, построенные на одном, двух и более звуках, использую как упражнения для развития слуха и голоса: «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду».
Дети с удовольствием принимают участие в проводимых народных праздниках и познавательно-тематических развлечениях, связанных с явлениями окружающей действительности – «Золотая осень», «Праздник урожая», «Святки», «Широкая Масленица». Связь с природным циклом – характерная черта народных праздников. Для детей дошкольного возраста народные праздники являются способом осмысления времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения происходят в природе.
Кроме того, провожу тематические развлечения, связанные с бытом людей – «Кубанские посиделки». На тематических мероприятиях используется художественный материал – произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из произведений, предметы народно-прикладного творчества, и др.
При подготовке праздников и развлечений в ДОУ большое внимание уделяю оформлению зала, вношу предметы декоративно-прикладного народного творчества: вышитые полотенца. Украшения, керамическую и деревянную посуду, предметы быта (утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, и др.). Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию.
В сценариях праздников использую различные виды музыкальной и игровой деятельности – хороводы, пение народных песен, приуроченных к тому или празднику, народные игры, состязания. В подготовке таких праздников большое значение имеет контакт с родителями, которые вместе с детьми участвуют в играх, народных обрядах (дети колядуют, родители одаривают и т. п.). Обязательно провожу подготовительную работу с детьми – знакомлю их с историей, обычаями и традициями того или иного праздника. Так, например, при подготовке к празднику «Святки» рассказываю детям о том, что в древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали – «Святки», от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую в работе с детьми. Дети, ряженые в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, козы, вместе со взрослыми ходят по группам и желают «хозяевам» добра, светлых деньков, чтоб «в дому прибыло и никогда не убыло». Ребята с большим удовольствием исполняют песенки-колядки, пляшут под народную музыку, участвуют в народных играх и состязаниях.