Рязанова Наталья
Опыт работы «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать
«Детская книга пишется для воспитания,
а «воспитание – великое дело, им решается участь человека»
В. Г. Белинский
Актуальность. В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать различные сказки, стихи, рассказы. Содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, вызывают у него радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное влияние.
Публикация «Опыт работы „Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ценность произведений художественной литературы заключается в их воздействии на всестороннее развитие ребенка. Рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку усвоить имеющиеся у него представления об окружающей действительности. Постепенно дети обогащают свой словарный запас новыми понятиями и пополняют свой жизненный опыт.
С первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит художественное слово из уст воспитателей, при умывании, пробуждении, за завтраком, обедом и полдником.
А есть ли связь между режимом дня ребёнка и художественным словом? В чём же заключается целесообразность такого синтеза?
Целью использования художественного слова в режимных моментах является создание благоприятной речевой среды и условий для полноценного и разностороннего развития детей.
Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, лучше всего в момент, подражания разговорной речи окружающих его людей. К сожалению, родители в наше время, в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка и пускают всё на самотек.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Художественная литература – очень действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она усиливает эмоции, развивает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова; в стихах вслушиваются в музыкальную напевность, ритмичность русской речи; в сказках перед детьми раскрывается выразительность языка: юмор, живые и образные выражения, сравнения. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются новые чувства – способность сопереживать, доброту, протест против несправедливости.
Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова».
Детский сад – является первым звеном в системе образования. Для того чтобы стать образованным человеком необходимо овладеть родным языком. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение языка, дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация взаимодействия с детьми и грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среды, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Значение знакомства дошкольника с произведениями художественной литературы:
образец правильной речи;
овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической);
познавательное развитие;
формирование эстетического вкуса;
знакомство с культурой русского и других народов;
знакомит с жанрами художественной литературы;
нормы поведения;
эстетическое восприятие.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Педагоги обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование речевого восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Культура речи – явление многогранное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:
народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т. д.);
стихотворения;
сказки;
рассказы;
повести (короткие отрывки).
Народный фольклор.
В своей работе с дошкольниками по формированию эстетического восприятия окружающей действительности средствами народного искусства и фольклора я ставила перед собой следующие задачи:
развивать интерес к русским традициям;
знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, декоративно-прикладным искусством;
развивать декоративное творчество детей на основе освоения народного искусства.
приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;
осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.
Что же относится к народному фольклору?
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге).
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, помогает видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Учитывается, что произведения фольклора дают большие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.
Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, рифмованными, строками.
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией и логикой.
Сказка — один из жанров фольклора, литературы. Это преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Художественное слово я использую в любом режимном моменте: зарядке, занятии, игре, развлечении, прогулке.
В первую половину дня в работе с детьми дошкольного возраста я применяю художественное слово.
Во время утреннего приема:
«Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты».
«С добрым утром» Здравствуйте!» -
Воробьи кричат с утра.
«Мы желаем всем здоровья
И конечно же, добра!»
Привет, любимые друзья!
Пришел сегодня в садик я.
Всех вас увидеть снова рад,
Давайте вместе все играть!
Подготовка к утренней гимнастике:
На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два, шире шаг!
Делай с нами так!
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Сделать нас сильней немного
Упражнения помогут.
Во время умывания можно применять словесные приёмы:
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!
Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняет в произношении уже знакомых слов и знакомит с новыми.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!
Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.
Подготовка к прогулкам:
Раз, два, три, четыре, пять,
Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,
И точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.
На прогулке предлагаю стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т. д.
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
(Зима)
Во время пробуждения после дневного сна традиционным стало проговаривание.
Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах, с помощью художественного слова, может стать для детей намного интереснее и веселее. Да и для педагогов, грамотно организованная деятельность детей в режимных моментах и на занятиях, поможет правильно мотивировать детей на дальнейшее воспитание и обучение в детском саду.
Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.
Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Во время чтения внимание детей фиксируется не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Методы работы с книгой в детском саду. Ими являются:
Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
выразительное чтение воспитателя
беседа о прочитанном
повторное чтение
рассматривание иллюстраций
объяснение незнакомых слов.
Чтение может сопровождаться:
1. Игровыми действиями детей.
2. Предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей реальным объектом.
3. Словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения
б) постановкой после чтения поисковых вопросов,
в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т. д.).
Заключение. Благодаря целенаправленной и систематизированной работе, у детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо. Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Используемая литература:
1. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с.
2. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1992. – 64 с.
3. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2005
6. // Ребенок в детском саду, № 2, 2004 г. – с. 59