Марина Лукьяненко
Физическое воспитание дошкольников. «Формирование здорового образа жизни посредством содружества семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание - один из основных
компонентов общего воспитательного процесса
без которого невозможно гармоничное
развитие ребенка. Регулярные занятия спортом
и физкультурой в семье и образовательном
заведении позволяют повышать
сопротивляемость детского организма внешним
неблагоприятным воздействиям,
содействовать оздоровлению ослабленных от
рождения детей, а так же укреплять
внутрисемейные отношения.
Публикация «Физическое воспитание дошкольников, „Формирование здорового образа жизни посредством содружества семьи и детского сада“» размещена в разделах
Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой бывает объяснить папам и мамам, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять!
4
Я пытаюсь ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
На первом этапе были определены основные направления работы:
-Создание условий для развития и оздоровления ребенка;
-Разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника в ДОУ и семье;
-Осуществления тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Итак, в МДОБУ были организованы: физкультурный зал, оснащенный необходимым инвентарем, оборудованием и детскими тренажерами; в групповых комнатах оборудованы дорожки здоровья; спортивная площадка для занятий на улице.
Разработана комплексная система организации физкультурного воспитания детей в семье. Важным разделом работы является для меня правильно спланированная работа с родителями, что способствует повышению их физической грамотности. (Приложение № 1)
Проведены следующие мероприятие
-анкетирование родителей ; (Приложение № 2)
-создание информационного пространства : «В здоровом теле-здоровый дух»;
-создание клуба: «Школа для родителей»;
-проведение праздников и соревнований;
-организация видиотеки для родителей.
Главная цель проводимой работы - взаимодействие детского сада и родителей как фактор позитивного физического развития ребенка.
Задачи:
-обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в МДОУ и семье;
-формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
-повышение педагогической культуры родителей.
Сегодня в нашей стране рождается все больше детей. Детские сады это первыми ощутили: переполненные группы, очереди на поступление в детский сад. Многие мамы стали раньше выходить на работу, доверяя ребенка детскому саду. Для того, чтобы эти взаимоотношения были действительно эффективными, необходимо понять, что же это такое - современная семья и как детский сад может ей помочь в воспитании ребенка. Во-первых, они разные по возрасту. Разница в возрасте увеличилась и у семейных пар. Педагогам и мне лично приходится учитывать эти особенности в работе с семьей : с одной стороны помогать молодым и неопытным и даже формировать их взаимоотношения с детьми, с другой- учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей «в возрасте». (Приложение № 3).
Во-вторых, семьи различаются по материальному и социальному статусам. Обеспеченные и «сильно занятые» родители заявляют, что им некогда участвовать в праздниках и изготавливать игрушки и пособия. Одним словом, им некогда делать что-то совместно со своим ребенком. А ведь это так важно для малыша. И приходится тратить много времени и сил на то, чтобы убедить пап и мам хотя бы раз попробовать. К счастью таких семей меньшинство. Большинство родителей (пусть и не с первого раза) увлекается совместными праздниками, соревнованиями, играми. Все это сплачивает семью и вызывает чувства гордости и радости. Очень интересно участие в таких мероприятиях современных бабушек и дедушек. (Приложение № 4).
Наш детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Но при всем этом семья и детский сад не могут заменить друг друга. Многие родители готовы участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Поэтому, наиболее эффективной формой работы с родителями, исходя из опыта, являются совместные занятия физическими упражнениями родителей с детьми. (Приложение № 5).
Организация подобных занятий, безусловно, имеет свои трудности. Однако, результат окупает все хлопоты и заботы педагогического коллектива. Это выражается в следующем:
1. Повышается уровень развития физических качеств, скорость формирования двигательных навыков детей.
2. Подобная активизация двигательной активности детей ведет к повышению уровня интеллектуального развития.
3. Появляется дополнительная возможность активно способствовать развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулировать их речь. “Дети и их родители выполняют пальчиковую гимнастику, повторяют за педагогом текст игр-потешек. Помощь родителей и их индивидуальный контроль делают эти занятия очень эффективными.
4. На таких мероприятиях у детей появляется возможность большей двигательной деятельности. Потому что они находятся под наблюдением у родителей. Такая свобода приводит к развитию ловкости, умению быстро и четко выполнять все задания.
5. Возникают радостные эмоции особенно при использовании игровых образов. Игра требует определенного напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье детей.
6. Только на подобных занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей.
7. Сотрудничество педагогов и родителей ведет к единообразию требований при проведении физкультурных занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребенка.
Очень интересной, яркой, многогранной формой работы является организация
туристических прогулок детей с родителями. (Приложение № 6).
Планируя совместные походы я ставлю перед собой следующие цели:
-оздоровительные; (закаливание, эмоционально-психологическое оздоровление)
-спортивно-тренировочные; (повышение спортивной формы)
-познавательные; (изучение родного края)
-развлекательные; (игры, лотереи, соревнования)
-практические; (сбор цветов, растений, поделки)
-эстетико-романтические; (рисование, сочинительство).
Подобные мероприятия оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Сочетание такого качества как выносливость с закаливанием обеспечивает профилактику респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Кроме того совместные походы способствуют укреплению семьи, формированию нравственных качеств, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. У детей расширяется кругозор, формируются первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. Именно в походе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
г
Таким образом мы видим, что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой и семейным традициям физического воспитания.
Показатель пропусков по болезни снизился
-2010 год - 11,1 день;
-2011 год-8,4 дня;
-2012 год-4,4 дня.
Количество случаев болезни:
-2010 год-177;
-2011 год-144;
-2012 год-110.
Начала прослеживаться динамика темпов роста физических качеств детей.
Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками МДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье.
-