Маркина Светлана
Опыт работы «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы формирования навыков безопасности на дороге в наше время очевидна, так как круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника не представляется возможным решить только в рамках детского сада. Маленькие детки – отдельная категория пешеходов и пассажиров. Чаще всего они сами являются виновниками ДТП, ребята которые играют около дорог, в неположенном месте переходят улицу, неправильно заходят в транспортное средство и выходят из него. Именно поэтому с самого раннего возраста очень важно начинать учить детей безопасному правилам дорожного движения и правилам поведению на улицах, дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Публикация «Опыт работы „Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Учитывая значимость работы в этом направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, главное внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Детский сад в котором я работаю, находится в районе с активным движением, поэтому я считаю что просто необходимо обучить детей правилам дорожного движения.
Я начала свою работу в этом направлении с изучения семей воспитанников, узнала запросы, потребности, взгляды на данную проблему. Для получения этой информации я использовала анкетирование, как неформальную форму взаимодействия. Результаты проведённого анкетирования родителей на тему безопасности дорожного движения показали, что почти 60% опрошенных не уделяют особого внимания тому что очень важно и необходимо обучать детей правилам дорожного движения дома, а 39% родителей сами часто нарушают эти правила.
Диагностическое обследование детей дало не менее утешительные результаты. Из-за отсутствия контроля по соблюдению правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении в реальной жизни.
После получения этих данных, я активизировала работу в этом направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, консультаций, бесед, содержание папок-передвижек.
Если родитель который ведет за руку своего ребенка, нарушает правила дорожного движения, подвергая опасности свою и его жизнь, то вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю». Большинство детей привозят в детский сад на машине, и они становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
По моему мнению, главной целью является - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
• Знакомство детей с правилами дорожного движения;
• Уточнение и расширение представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Формирование умения применять полученные знания в жизни;
• Развитие у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Отталкиваясь от результатов диагностического обследования, я построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
• насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
• трансформируемость - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др. ;
• полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
• вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
• доступность
• безопасность
Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
За основу в нашем ДОУ используется следующая методическая литература: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина” Основы безопасности детей дошкольного возраста”; Шорыгина Т. А. “Осторожные сказки”. Так же мной разработан перспективный план обучения детей ПДД.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Веду большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. В ДОУ была организованна выставка в фойе детского сада безопасных маршрутов движения в детский сад; творческий конкурс среди детей, родителей, воспитателей на лучшую сказку, рисунок, стихотворение по ПДД; совместные занятия с родителями; тематическая экскурсия по станице в сопровождении родителей «Безопасная станица».
С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно- информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»; экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей» с приглашением инспектора ГИБДД. Ведется инструктаж с родителями и воспитателями.
Для распространения опыта по обучению детей ПДД в нашем детском саду были проведены: музыкальный досуг «Красный, желтый, зелёный»; развлечения «Азбуку дорожную детям знать положено»; досуг на улице «Азбука нашего автогородка»; спортивное развлечения «Дорожная палитра».
Большое внимание уделяю работе с педагогическими кадрами МДОУ № 13 в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, провожу консультации, семинары-практикумы, «КВН безопасности».
Организую выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; регулярно проводятся смотры на лучшую группу в работе по ПДД.
Обучение правилам дорожного движения с детьми проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:
Художественно-эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
Речевое развитие - использование стихов, рассказов, загадок;
Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток;
Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта.
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми:
• Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку; • Различные виды ИЗО деятельности; Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные); • Досуги, праздники, развлечения • Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; • Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций; • Беседы и разговоры по ПДД; • Наблюдения за транспортом и пешеходами.
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий : релаксация; сказкотерапия; игротерапия; физкультминутки.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. Словесный: устное изложение, беседа, чтение художественных произведений, составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный: презентация собственных материалов и Интернет ресурсов, работа с иллюстрациями по теме; наблюдение
3. Практический: выполнение различных творческих работ по данной тематике, применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
Стараюсь строить НОД с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии: целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности; проектной деятельности; здоровьесберегающие; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; информационно-коммуникационные технологии.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Таким образом, формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения
— это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.