Галина Буланова
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме:
«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Я, Буланова Галина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида», хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы по теме: «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
Роберт Кийосаки.
Актуальность темы.
Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ подчеркнул, что «для хорошего образования нужны прорывные новые обучающие технологии». Его посыл образованию: «…российскую школу, … поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы людей». В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Новизна моей работы по теме заключается в том, что финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Теоретическая обоснованность.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики, которые постепенно станут личностными. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.
Изучив методическую литературу по финансовой грамотности Люнфин О. Е. «Экономическое воспитание дошкольников», Хламова Н. А «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада», Шатова А. Д. «Тропинка в экономику», Шатова А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников», в октябре 2020 года приняв участие в семинаре педагогических работников образовательных организаций Брянской области "Экономическое образование дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности в ДОО", я определила для своей работы следующие цели и задачи.
Цель педагогического опыта - создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения. Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи.
Образовательные задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам;
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления.
Развивающие задачи:
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую
деятельность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестное отношение к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность;
- воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
Для успешного решения этих задач в своей работе я использую принципы в соответствии с ФГОС ДО:
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
• Поддержка и инициатива детей в различных видах деятельности.
• Принцип сотрудничества ДОО с семьёй.
• Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
• Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:
1 этап – начальный (обнаружение противоречия). Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы, выявление уровня сформированности знаний. Информирование родителей о планировании работы с детьми по финансовой грамотности. Составление тематического плана работы с детьми. Организация предметной пространственной среды.
2 этап – основной - (решение противоречия). На формирующем этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ. Повышен уровень педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность, оформление «папок – передвижек» : «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Экономическое воспитание дошкольников в семье».
3 этап – заключительный - результативность решения противоречий. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранного метода для решения обозначенной проблемы.
Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей. 67% родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.
С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье».
Для достижения положительных результатов я применяла в работе различные методы и приёмы, игровые технологии (сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры, здоровьесберегающие и технологии исследовательской деятельности, метод проблемных ситуаций, беседы, обсуждения, чтение художественной литературы, коллекционирование, ИКТ. Создала условия для развития финансовой грамотности (лэпбук, картотека игр, папки с информацией, сюжетно – ролевые и дидактические игры, разрезные картинки и др.).
Работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников включает в себя 4 блока:
Блок «Труд и продукт (товар)».
Блок «Деньги и цена (стоимость)».
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности».
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Знакомство детей с блоками проходит поэтапно. Система работы рассчитана на один учебный год.
В разделе «Труд» дети получали представление о труде, его видах. Очень помогло в работе создание своими руками совместно с детьми и родителями лэпбука «Финансовая грамотность дошкольников». В него мы поместили стихи, игры, загадки, пословицы и поговорки. Лэпбук – прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников.
В разделе «Деньги» основной целью было дать детям представление о денежных знаках нашей страны. Сформировать отношение к деньгам как части культуры страны. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях связанных с деньгами. Раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег. Разъяснить, почему важно бережно относиться к ресурсам. Проводились занятия на темы «Монеты моей страны», «О деньгах». «Откуда берутся деньги» и др.
В разделе «Реклама» дошкольники получали представление о рекламе, об умении отличать реальные потребности от навязанных, формировалось взвешенное, осознанное отношение к рекламе. Дети учились правильно определять свои финансовые возможности в ходе бесед о рекламе, чтении сказок («Новое платье короля» и др., заучивании пословиц и поговорок.
В разделе «Полезные экономические навыки и привычки в быту» у ребят формировались представления о том, что к вещам нужно относится бережливо, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. Дошкольникам очень нравиться познавать азы финансовой грамотности, достигать положительных результатов. Они с интересом слушают, играют, рисуют.
Так же, ходе своей работы я делилась опытом с педагогами детского сада, проводила консультации на темы: «Финансовая грамотность детей посредством экономического воспитания», непрерывную образовательную деятельность, мастер-классы и др.
Родителям и педагогам я рекомендовала мои персональные страницы на международном образовательном портале MAAM. RU, в социальной сети работников образования nsportal.ru. Опыт моей работы также размещен на официальном сайте МБДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида», сайте учителей «Копилка уроков».
Результативность.
Результат моего опыта показал положительную динамику уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников : выявлено, что в начале учебного 2020- 2021 года из 20 воспитанников: 11 имеют средний уровень, 9 – низкий уровень, в конце курса обучения: 3 - высокий уровень, 16 -средний уровень, 1 – низкий уровень.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
Планируется в дальнейшем продолжать работу по обучению детей основам финансовой грамотности.
Свое выступление хочу закончить словами Бертольда Авербаха «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».
Спасибо за внимание!