Приложение МААМ

Опыт работы «Финансовая грамотность»

Дьяченко Мария Семеновна
Опыт работы «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности на основе кейс-технологии

(слайд Актуальность) Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Публикация «Опыт работы „Финансовая грамотность“» размещена в разделах

Так возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, целью которого является выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап – финансовая грамотность.

2 слайд А чтобы у детей приобретался первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формировалась основа в создания будущего экономического мышления, я применяю кейс- технологии.

Кейс-технология положительно зарекомендовала себя в процессе формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. дошкольников. Она позволяет развивать познавательную активность, навыки анализа и элементы критического мышления детей, совершенствовать коммуникативные навыки.

3 слайд Итак, что такое кейс - технологии? Само слово «Кейс» переводят с латинского как «казус, необычный случай» и с английского «чемодан, портфель». Получается, что кейс – технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями». Кейсы с заданиями предназначены для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Кейс-технология предполагает осмысление обучающимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

Работу по созданию в группе условий для формирования основ финансовой грамотности я начала с анализа и преобразования развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная экономическая среда должна содержать предметы, отражающие содержание различных сфер экономической жизни государства (товарно-денежной, производственно-технологической, юридической, нравственно-этической и др.).

В связи с этим были выделены следующие зоны: (слайд Среда

информационная (произведения детской литературы экономической направленности);

занимательно-познавательная (головоломки, кроссворды, ребусы, лабиринты, экономические задачи и др.);

игровая (приобретенные и самостоятельно изготовленные дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Магазин»,

«Рекламное агентство», «Биржа», «Банк» и т. д.).

Одна из задач формирования основ финансовой грамотности – знакомство детей с деньгами. Эту задачу решали, внося в среду тематические альбомы, иллюстрированную литературу, коллекции купюр и монет.

При знакомстве детей с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр использовали макеты объектов, связанные с темой финансовой грамотности : банкомат, платежный терминал, банковские ячейки, атрибуты различных рабочих мест, деньги, спецодежда, платёжные и дисконтные карты и т. д.

Кроме того за период работы над проблемой в группе сформировался центр экономики, включающий в себя: медиатеку презентаций, мультфильмов и интерактивных игр, картотеку пословиц, поговорок и загадок, альбомы профессий, металлические устаревшие деньги и деньги, нарисованные детьми, а также тематические объекты для сюжетно-ролевых игр.

Параллельно с созданием развивающей предметно-пространственной среды в группе, выстраивалась система работы с кейсом.

Слайд Кейс представляет собой папки, которые содержат несколько игр или заданий по каждому компоненту, краткий словарь экономических терминов, оборудование для дидактических и атрибутику для сюжетно- ролевых игр. Задача воспитателя – подобрать необходимые, в зависимости от целей и задач, игры и ситуации. В кейсе также могут содержаться текстовые материалы (интервью, статьи, фрагменты художественных произведения и т. д.) и иллюстративные материалы (картинки, фотографии, таблицы, диаграммы, фильмы и пр.).

Папки в кейсе располагаются по порядку, в котором следует осваивать материал. Перед использованием материала следующей папки необходимо познакомиться со словарем предложенных экономических терминов. Папки с материалом в кейсе можно объединять для создания разнообразных вариантов игр и решения различных ситуаций.

Папки в кейсе разделены на следующие модули: СЛАЙД

1. Блок «Потребности»

2. Блок «Труд»

3. Блок «Товар»

4. Блок «Деньги. Выбор и его цена.»

Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.

На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье

т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

2 блок: «Труд» знакомит детей с профессиями, формирует представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, учит уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, знакомит детей с понятиями: бюджет, доход, расход.

3 блок: «Товар» Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».

В процессе знакомства с третьим блоком дети усваивают следующие экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

4 блок формирует у детей правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

- Из чего складывается семейный бюджет. Решая проблемные ситуации, дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.

Кейс реализуется по следующему алгоритму:

(Слайд 1. Введение новой информации

2. Решение проблемной ситуации

3. Экспертиза решений, рефлексия

Для примера рассмотрим использование папки «Супермаркет». Пособие используется и в качестве дидактической игры «Дорого – дешево», и в качестве организации сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет». Детям предлагается разложить карточки с изображением товаров разной ценовой категории (карандаш, автомобиль, хлеб, торт, велосипед, платье, пенал, компьютер и т. д.) от самого дешевого к самому дорогому. Далее следует предложение сравнить товары и попытаться объяснить, почему на товары одной группы (автомобиль – велосипед, карандаш – пенал) разная цена.

Затем может быть организована сюжетно-ролевая игра «Поход в супермаркет». Ребята распределяют роли, раскладывают товары, воспитатель может предложить детям прайс на представленные товары. В ходе игры создаются проблемные ситуации и решаются практические задачи, например: Какие продукты ты купишь, если у тебя есть 10 рублей? Какой подарок другу ты выберешь, имея 5 рублей и т. д.

Также можно предложить детям выбрать товары в супермаркете или карточки с изображением товаров к предложенным ситуациям:

- Что купить, чтобы приготовить ужин.

- Что купить, если вы ждете гостей.

- Что выбрать для путешествия и т. д.

Далее дети могут посчитать сколько денег необходимо на ту или иную покупку, произвести расчет за приобретенный товар. Усложненной версией игры «Поход в супермаркет» является приобретение товаров из списка покупок, а также высчитывание сдачи. В каждой ситуации ребенку предлагается объяснить свой выбор, свое решение. На завершающем этапе проводится экспертиза решений, дети с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно анализируют принятые решения, их правильность и обоснованность, предлагают иные варианты.

Тематика игр, используемых в кейсах, достаточно разнообразна:

«Денежкин домик», «Что нельзя купить?», «Копим и сберегаем»,

«Выбираем самое важное», «Занять и одолжить», и др.

В играх происходит еще и закрепление навыков составления и решения арифметических задач. Например, в ходе организации сюжетно- ролевых игр «Супермаркет», «Кафе», «Прачечная», «Бюро услуг» и др., дети учились назначать цену товарам и услугам с учетом издержек и прибыли.

На этапе погружения дошкольников в проблемную ситуацию, разбирали с детьми следующие проблемные вопросы: «Почему всем детям хватит конфет в магазине?» или «Сегодня папа мальчика Данила получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Мама хочет посудомоечную машину, папе нужна новая зимняя резина на машину (скоро зима, а Данил хочет сноуборд. На какую покупку семье лучше потратить деньги?».

Так как экономическое образование базируется на качественном труде, потому что от этого зависит выгода от товара, то для этого роль потенциального покупателя я брала на себя и оценивала товар за его качество. А дети изготавливали товары на продажу в «Мастерской», на «Фабрике посуды», в «Ателье моделей», «Строительной компании» и пр.

Кроме того в процессе практической деятельности я знакомила детей с различными формами сбыта продукции через организацию сюжетно- дидактических и сюжетных игр: «Супермаркет», «Рынок», «Сельская ярмарка» с включением проблемных ситуаций «Где лучше покупать мёд?», «Что считать удачной покупкой», «Как получить выгодный заказ» и т. д.

В этом направлении также знакомила детей с основами рекламной деятельности (Откуда берётся реклама? Кто создает рекламу? Какая бывает реклама) пробовали создать свою рекламу.

Кроме дидактических и сюжетно-ролевых игр, которые занимают центральное место в кейсе, нами активно использовалась проектная деятельность.

С помощью проектов ребята осваивали новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. За период работы были реализованы проекты, закладывающие основы финансовой грамотности дошкольников : «Почему труд – это богатство?», «Для чего человеку деньги?», «Почему важно трудиться?», «Что мы знаем об экономике?», «Зачем быть бережливым?».

Новизна опыта обеспечивается за счет синергетического эффекта сочетания элементов технологии. Элементами технологии являются: активные методы обучения, личностно ориентированные образовательные ситуации, игровая форма организации образовательного процесса, интерактивность, активная образовательная позиция родителей и их вовлеченность в образовательный процесс по финансовой грамотности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность»Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы рассказать о рождении небольшой, но вполне милой свинки. Ее рождение началось с небольшой.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Конспект НОД «Финансовая грамотность в детском саду» в подготовительной разновозрастной группеКонспект НОД «Финансовая грамотность в детском саду» в подготовительной разновозрастной группе Конспект НОД "Финансовая грамотность в детском саду" в подготовительной разновозрастной группе Цель: формирование основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Финансовая грамотность»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Финансовая грамотность»» (включая файлы) размещена пользователем Дьяченко Мария Семеновна (УИ 341895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД