Елена Бускина
Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни путем эффективного применения нестандартного оборудования»
Актуальность :
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни является создание мотивации, обучение и привитие навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная двигательная предметно - пространственная среда. Она должна быть разнообразной, динамичной, трансформируемой и полифункциональной.
Публикация «Опыт работы» размещена в разделах
Для этого используется физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Формирование представления о здоровом образе жизни.
2. Развитие творчества, фантазии и двигательной активности детей.
3. Интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности.
Для родителей:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме здорового образа жизни;
2. Повысить компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья;
3. Поиск новых форм и методов работы.
Новизна опыта
Педагогический опыт подразумевает обогащение развивающей среды нетрадиционным оборудованием, для формирования двигательной активности детей дошкольного возраста, которая будет эффективно влиять на их физическое развитие, укрепление здоровья.
Гипотеза:
Предполагалось, что личная творческая активность, содействие родителей и педагогов позволит создать оптимальную двигательную среду с использованием нестандартного многофункционального оборудования, способствующего воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Цель :
1. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста путем обогащения развивающей среды нетрадиционным оборудованием.
2. Воспитывать интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности.
Задачи:
• Формировать двигательные навыки и умения.
• Приобщать детей к ЗОЖ.
• Развивать у детей творчество, фантазию и культуру движений.
• Воспитывать интерес к использованию нестандартного оборудования в образовательной области «Физическое развитие» и в свободных видах деятельности.
Этапы работы :
1 этап
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на здоровье воспитанников;
изучение методической и нормативной базы;
формирование гипотезы, постановка целей и задач.
2 этап
Отбор и модификация основных методик диагностирования;
разработка перспективных планов, методических рекомендаций, консультаций по теме;
составление системы использования всех разработанных средств;
организация работы с родителями, воспитателями.
3 этап
реализация всех видов работ по опыту (с детьми, с педагогами,с родителями);
систематизация накопленного материала;
обобщение полученных данных;
анализ результативности опыта, корректировка дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Области применения нестандартного оборудования:
НОД на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, гимнастика пробуждения после дневного сна, спортивные праздники и досуги, коррекционная гимнастика, закаливание, самостоятельная двигательная деятельность, кружок «Здоровячок».
Требования к нестандартному оборудованию:
• должно соответствовать гигиеническим и техническим требованиям: оборудование должно быть легким, прочным и безопасным
• должно выполнять свою развивающую роль, быть разнообразным, динамичным, трансформируемым, полифункциональным
• должно привлекать ребенка яркостью, формировать его эстетический вкус
Практическая значимость нестандартного оборудования :
1. Развивающая среда будет обновлена и дополнена в соответствии с творческими планами.
2. Многообразие оборудования позволит разнообразить творческую двигательную активность детей.
3. Будут задействованы родители детей, что позволит включить их в воспитательно-образовательный процесс.
4. Физкультурная среда может быть использована воспитателями детского сада.
«Тропа здоровья»
Развитие чувства равновесия, профилактика плоскостопия и правильной осанки
Развитие мелкой моторики
«Сказочный домик»
«Забавные человечки»
«Радужная мозаика»
Укрепление мышц плечевого пояса, рук и спины
«Кольца»
«Гантели»
Развитие координации движений; укрепление мышц ног
«Косички»
«Веселый обруч»
Развитие самостоятельной двигательной деятельности
«Мой любимый стадион»
Вывод: практика показала, что нестандартное оборудование дает возможность продуктивно использовать его в любых формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми, при этом создавая их вариативное использование для физического развития и укрепления здоровья.
Система работы с использованием нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительном направлении позволила снизить показатели заболеваемости, улучшилось развитие двигательных качеств, повысилась моторная плотность физкультурной деятельности, повысился интерес к занятиям физической культурой, дети стали активнее и самостоятельнее.
Накопленный опыт дал возможность разнообразить содержание физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду.
Используемая литература:
В. Г. Алямовская. «Как воспитать здорового ребенка». LINKA PRESS, 1993г.
Бессонова Екатерина Валериановна, руководитель физической культуры «Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду» Интернет сайт «Фестиваль педагогических идей.
С. В. Силантьева «Использование нестандартного оборудования а физкультурных занятиях». Журнал «Дошкольная педагогика №10 2011г.
Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, Н. А. Короткова, М. А. Рунова. «Материалы и оборудование для детского сада» пособие для воспитателей и заведующих М. Линка-Пресс, 2004.
Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений. (Минобрнауки России)
Нестандартное оборудование по физкультуре. Интернет сайт «MAAAM. RU»