Светлана Реунова
Опыт работ «Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра»
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитие речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности» К. Д. Ушинский. Детство - начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития влияет на формирование личности и характера ребенка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведений ребенка. Речь помогает малышу регулировать свое поведение, оценивать его. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить, конечно у всех это происходит по разному.
Публикация «Опыт работ „Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность: Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Он многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Наша задача заключается в том, чтобы разговаривать с детьми о том, что они видят и, объяснять что им надо сделать. Совершая ежедневные процедуры, мы должны комментировать свои действия, использовать в речи подходящие потешки, песенки, закличи. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе и создавать для этого все условия. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитательном процессе. Практическая значимость моей работы состоит в том, что она содержит систему мероприятий по использованию малых фольклорных жанров и может быть использована педагогами ДОУ в различных режимных моментах. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, и связно выражать свои мысли. Инновационная направленность: В детском саду разработан гибкий режим дня; учитывающий возрастные, психофизические возможности детей, их интересы и потребности, что способствует с помощью устного народного творчества решать поставленные задачи, методики развития речи, и укреплению здоровья детей. Основной целью является формирование активного и пассивного словаря детей, для развития компонентов устной речи в различных видах деятельности. с помощью малых форм фольклорного жанра.
Задачи:
Формировать активный и пассивный словарь детей; Развивать память, внимание, мышление детей; Развивать эстетическое восприятие, творческие способности. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми. Практические задачи : Забота о здоровье, эмоциональном благополучие детей, используя произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
«Люблю профессию за то что детство проживаю многократно» Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм в образовательном процессе. Строя свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Известно, что народное искусство доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой форм и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, поэтому при развитии речи младших дошкольников я активно использую возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эффективного воображения. Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт с малышом и погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка – водичка
Умой моё личико…
Во время приема пищи мне помогают следующие потешки :
Гречневая каша - матушка наша,
А хлебец ржаной - отец наш родной.
Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам. Особое значение малые фольклорные формы имеют непосредственно в образовательной деятельности. На занятиях мы ставим обучающие задачи – чисто речевые или развивающие. Вызывая у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети раннего возраста «приобщаются» к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают, что о животных надо заботиться и что их «благополучие» зависит от людей.
Наши уточки с утра
«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! га-га-га!
А индюк среди двора….
Занятия с детьми представляет открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде, оно развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом, создаются условии для стимулирования чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Для совершенствования дикции использую специальные упражнения – напев фраз из пестушек, игры «Веселого язычка» Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и с закличками дети выполняют движения в соответствии с содержанием: хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, топают ногами. Само слово «заклички» побуждают детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Чтение народных песенок, сопровождаю музыкальными произведениями в оригиноальном исполнение поэтому они более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. слушая выразительные народные прибаутки и поговорки, дети сталкиваются с мотивами трудовой деятельности.
Сорока-ворона
Кашу варила….
Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки!» При наблюдении за природными явлениями, их красотой, без устного народного творчества не обойтись:
«Уж ты зимушка-зима,
Ой ты радуга-дуга,
У нашего Гришеньки под окошком вишенки,
Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей!»
Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет». Во время обеда дети «поправляют» воспитателя, слушая потешку:
«Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту, мышки – за корку,
Детки – за молоко».
«Нет, за борщ, а не за молоко!»
Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, – такое множество слов к одному слову курочка. Ну где бы еще почерпнуть красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях! Поэтому мною была создана картотека потешек, закличек, загадок для использования их в режимных моментах. Рассказывая детям сказки, которые пользуются, у них огромной любовью стараюсь рассказать их с интонациями героев, с упоением. Ведь малыши всё чувствуют, запоминают и повторяют рассказываю по картинкам, при помощи настольного театра, фланелиграфа, театра рукавички. Дети при этом слушают сказку с замиранием, радуясь удачам героев сказок. Но самое главное, я использую материал ненавязчиво и увлекательно, например – имитируя действия, о которых идет речь. После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания. В этом помогает книжный уголок, где подобраны книги с минимум печатного текста и красочными картинками. Книги представлены в нескольких экземплярах,чтобы дети могли «читать» их одновременно.. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта. Одним их интереснейших занятий для детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. При организации игр фольклор незаменим. Дидактические игры, например: «Узнай потешку», «Подари петушку перышко», «Кто что ест?», «Купание куклы Кати» и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль «сороки», обращается к «своим деткам» : «У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Саша, в магазин». Или: «Лена, налей воды, будем чай кипятить!» В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Важный момент в проведении учебной деятельности на игровой основе – оценка деятельности детей. Система построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция воспитателя поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать. Постепенно дети учатся рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, жестов, словами. Большое влияние на воспитание яркой речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Игра «Девица — девица». Участники: девица — водящий и группа детей.
Дети:. Девица — девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь.
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они прости проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька — мурысеька», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица. Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. При этом дети запоминають слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Следующий вид игр, которые я использу – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями рук. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна, самомассаж,шевеление пальчиков. Поочерёдное сгибание пальцев к ладони сначала с помощью, а потом и без помощи другой руки. Вращение кистей – «фонарики» Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Составила перспективный план по работе с родителями. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку-передвижку Для родителей оформила папки-передвижки : «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды». Также оформила и провела консультацию в родительский уголок «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Провела анкетирование с родителями. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Вывод. В самом начале учебного года проанализировав речь детей группы, я увидела, что большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Совершенствуеться речь, формируются нравственные привычки. При этом у детей формируеться умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику. Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Следовательно, систематическая организация работы способствует :
-пониманию речи ребёнком;
-свободному использованию простых предложений в разговоре;
-активизации ребёнка в речевом общении с воспитателем и детьми;
-инициативности в речевых контактах.
Результативность опыта :Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого; договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование,лепка.
Основная форма мышления у детей раннего возраста - наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. При регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.
Литература:
1. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных
учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий