Папки-передвижки

Опыт работ «Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра»

Светлана Реунова
Опыт работ «Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра»
▼ Скачать + Заказать документы

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитие речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности» К. Д. Ушинский. Детство - начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития влияет на формирование личности и характера ребенка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведений ребенка. Речь помогает малышу регулировать свое поведение, оценивать его. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить, конечно у всех это происходит по разному.

Публикация «Опыт работ „Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра“» размещена в разделах

Актуальность: Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Он многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Наша задача заключается в том, чтобы разговаривать с детьми о том, что они видят и, объяснять что им надо сделать. Совершая ежедневные процедуры, мы должны комментировать свои действия, использовать в речи подходящие потешки, песенки, закличи. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе и создавать для этого все условия. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитательном процессе. Практическая значимость моей работы состоит в том, что она содержит систему мероприятий по использованию малых фольклорных жанров и может быть использована педагогами ДОУ в различных режимных моментах. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, и связно выражать свои мысли. Инновационная направленность: В детском саду разработан гибкий режим дня; учитывающий возрастные, психофизические возможности детей, их интересы и потребности, что способствует с помощью устного народного творчества решать поставленные задачи, методики развития речи, и укреплению здоровья детей. Основной целью является формирование активного и пассивного словаря детей, для развития компонентов устной речи в различных видах деятельности. с помощью малых форм фольклорного жанра.

Задачи:

Формировать активный и пассивный словарь детей; Развивать память, внимание, мышление детей; Развивать эстетическое восприятие, творческие способности. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми. Практические задачи : Забота о здоровье, эмоциональном благополучие детей, используя произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

«Люблю профессию за то что детство проживаю многократно» Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм в образовательном процессе. Строя свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Известно, что народное искусство доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой форм и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, поэтому при развитии речи младших дошкольников я активно использую возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эффективного воображения. Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт с малышом и погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка – водичка

Умой моё личико…

Во время приема пищи мне помогают следующие потешки :

Гречневая каша - матушка наша,

А хлебец ржаной - отец наш родной.

Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам. Особое значение малые фольклорные формы имеют непосредственно в образовательной деятельности. На занятиях мы ставим обучающие задачи – чисто речевые или развивающие. Вызывая у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети раннего возраста «приобщаются» к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают, что о животных надо заботиться и что их «благополучие» зависит от людей.

Наши уточки с утра

«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! га-га-га!

А индюк среди двора….

Занятия с детьми представляет открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде, оно развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом, создаются условии для стимулирования чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Для совершенствования дикции использую специальные упражнения – напев фраз из пестушек, игры «Веселого язычка» Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и с закличками дети выполняют движения в соответствии с содержанием: хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, топают ногами. Само слово «заклички» побуждают детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!

Чтение народных песенок, сопровождаю музыкальными произведениями в оригиноальном исполнение поэтому они более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. слушая выразительные народные прибаутки и поговорки, дети сталкиваются с мотивами трудовой деятельности.

Сорока-ворона

Кашу варила….

Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки!» При наблюдении за природными явлениями, их красотой, без устного народного творчества не обойтись:

«Уж ты зимушка-зима,

Ой ты радуга-дуга,

У нашего Гришеньки под окошком вишенки,

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей!»

Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет». Во время обеда дети «поправляют» воспитателя, слушая потешку:

«Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капусту, мышки – за корку,

Детки – за молоко».

«Нет, за борщ, а не за молоко!»

Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, – такое множество слов к одному слову курочка. Ну где бы еще почерпнуть красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях! Поэтому мною была создана картотека потешек, закличек, загадок для использования их в режимных моментах. Рассказывая детям сказки, которые пользуются, у них огромной любовью стараюсь рассказать их с интонациями героев, с упоением. Ведь малыши всё чувствуют, запоминают и повторяют рассказываю по картинкам, при помощи настольного театра, фланелиграфа, театра рукавички. Дети при этом слушают сказку с замиранием, радуясь удачам героев сказок. Но самое главное, я использую материал ненавязчиво и увлекательно, например – имитируя действия, о которых идет речь. После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания. В этом помогает книжный уголок, где подобраны книги с минимум печатного текста и красочными картинками. Книги представлены в нескольких экземплярах,чтобы дети могли «читать» их одновременно.. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта. Одним их интереснейших занятий для детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. При организации игр фольклор незаменим. Дидактические игры, например: «Узнай потешку», «Подари петушку перышко», «Кто что ест?», «Купание куклы Кати» и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль «сороки», обращается к «своим деткам» : «У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Саша, в магазин». Или: «Лена, налей воды, будем чай кипятить!» В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Важный момент в проведении учебной деятельности на игровой основе – оценка деятельности детей. Система построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция воспитателя поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать. Постепенно дети учатся рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, жестов, словами. Большое влияние на воспитание яркой речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Игра «Девица — девица». Участники: девица — водящий и группа детей.

Дети:. Девица — девица, сходи по водицу!

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь.

Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!

Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)

Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они прости проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька — мурысеька», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица. Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. При этом дети запоминають слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Следующий вид игр, которые я использу – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями рук. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна, самомассаж,шевеление пальчиков. Поочерёдное сгибание пальцев к ладони сначала с помощью, а потом и без помощи другой руки. Вращение кистей – «фонарики» Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Составила перспективный план по работе с родителями. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку-передвижку Для родителей оформила папки-передвижки : «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды». Также оформила и провела консультацию в родительский уголок «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Провела анкетирование с родителями. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Вывод. В самом начале учебного года проанализировав речь детей группы, я увидела, что большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Совершенствуеться речь, формируются нравственные привычки. При этом у детей формируеться умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику. Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Следовательно, систематическая организация работы способствует :

-пониманию речи ребёнком;

-свободному использованию простых предложений в разговоре;

-активизации ребёнка в речевом общении с воспитателем и детьми;

-инициативности в речевых контактах.

Результативность опыта :Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого; договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование,лепка.

Основная форма мышления у детей раннего возраста - наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. При регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.

Литература:

1. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных

учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работ «Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра»
Опубликовано: 9 января 2021 в 12:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работ «Развитие активной речи детей раннего возраста с помощью малых форм фольклорного жанра»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Реунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД