Альмира Жантимирова
Опыт психолого-педагогической поддержки в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт психолого-педагогической поддержки
в развитии познавательной сферы
детей старшего дошкольного возраста
«В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер. |
Публикация «Опыт психолого-педагогической поддержки в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов. Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. Как известно, форма работы для детей важнее, чем её содержание, поэтому, я стараюсь, чтобы занятия были интересными. Помогают мне в этом развивающие игры. В своей работе я использую дидактические игры на формирование умения анализировать: «Найди пару», «Найди лишнее», «Наведи порядок», которые предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет. Игры на планирование: лабиринты, головоломки, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже. Для наибольшей развивающей эффективности эти игры я провожу в индивидуальной форме, так как они требуют от ребенка большей концентрации внимания.
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. При проведении соответствующих игр изменяются основные виды чувствительности. Так, для улучшения остроты слуха я использую игры «Найди похожий звук», где используются пластмассовые яйца от «киндер сюрпризов», которые наполовину заполняются различными предметами: крупы, пуговицы, шарики и др. Предлагается ребенку потрясти игрушку и найти похожий звук. Для развития тактильных ощущений использую игру «Найди одинаковый мешочек». Ребенку предлагаются мешочки с различным содержимым: макароны различной формы, пуговицы и др. прошу его выбрать один мешочек, а затем из остальных мешочков найти на ощупь одинаковый по содержимому. Эту игру можно играть в парах. Можно предложить соседу проверить, действительно ли, они одинаковые.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. Воображение позволяет находить нестандартные творческие решения познавательных проблем, фантазируя, ребенок не просто играет, он учится познавать окружающий мир, приобретает необходимые знания, становится более коммуникабельным, уверенным в себе. Дети с большим удовольствием играют в игры, такие как «На что похоже?», «Как это можно использовать?», «Дорисуй начатое», «Сказка по кругу», «Волшебный песочек» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность, творческие способности.
Примером тому, является игра «Волшебный песочек», где на разнос сыплю манную крупу, предлагаю ребенку множество мелких игрушек и… путь к воображаемому творчеству открыт!
Игры дают возможность развивать у дошкольников такие процессы, как внимание и память. Так, например, игра «Внимание», направленная на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре на несколько секунд показываю какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом прячу. Дошкольник должен нарисовать его. В игре «Что изменилось?» ребенку предлагаю 6 – 8 игрушек, которые необходимо запомнить. Затем загораживаю игрушки ширмой и меняю их местами или убираю одну из них. Затем убираю ширму и прошу детей угадать, что изменилось?
Вышеперечисленные игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. В связи с этим, на занятиях я руководствуюсь не только необходимостью повысить интеллектуальный уровень детей, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе. С этой целью начинаются ритуалы занятий, где предлагаю детям поздороваться, улыбнуться и подарить друг другу что-нибудь приятное, а также широко использую игры на телесный контакт. Так, игра «Волна», дети сидят в кругу, спрашиваю у них: «Вы видели море? Плавали в нем? Так приятно когда море нежно омывает тебя, оно как будто ласкает своими волнами, а давайте, покажем эти волны!». Дети показывают. Важно, чтобы волны были на самом деле нежными и ласковыми. После такой тренировки, предлагаю детям искупаться в море, один ребенок «плывет» в круг, а остальные дети-волны по очереди подходят и ласкают его. Такие игры позволяют детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения
Если занятия проходят сидя за столом, то для снятия мышечного напряжения, расслабления провожу с детьми релаксацию.
Каждый ребенок уникален и не повторим. Моя задача - помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в своих силах и в самом себе. Ребенок рождается для успеха! На своих занятиях я стараюсь создать ситуацию успеха: один ребенок составил и решил задачу, другой составил яркий рассказ, третий не допустил в игре ни одной ошибки и за это достижение я обязательно хвалю ребенка. На занятиях дети чувствуют себя комфортно: они отвечают, не боятся спрашивать, рассуждать. Это счастье, когда на занятиях живут радость общения, радость от значимости своего «Я».
Список литературы:
1. Аралова М., Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. - 272 с.
2. Веракса А., Гуторова М., Практический психолог в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие – М. :2006.
4. Куражева Н., Цветик-Семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 218 с. 12. Истратова О., Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 349 с.
5. Методист: Научно-методический журнал №4, 2014
6. Постоева Л., Лукина Е. Поможем детям справиться с тревожностью. Ж-л «Дошкольное воспитание», № 5, 2006.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/Министерство образования и науки РФ//Вестник образования. – 2013. –№ 24. – 66 с.
8. Хухлаева О., Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М. : Генезис, 2010. – 175 с.