Олеся Секретова
Опыт проектной деятельности по развитию речи дошкольников средней группы «Семья — это главное в жизни богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект «Семья – это главное в жизни богатство!»
Руководитель проекта :
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 1»
Секретова Олеся Юрьевна
В условиях осуществления ФГОС ДО появилась необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Публикация «Опыт проектной деятельности по развитию речи дошкольников средней группы „Семья — это главное в жизни богатство“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В логопедической средней группе «Фантазеры» МБДОУ «Детский сад № 1» был проведен опрос детей, с целью выявления состояния словарного запаса детей по теме «семья», знаний о своей семье. При анализе результатов выявились следующие проблемы:
- словарный запас детей по теме «Семья» ограничен, дети не могут рассказать о своей семье, не знают, кем они приходятся маме и папе, бабушкам и дедушкам;
- дети не могут назвать полным именем своих родителей;
- не интересуются своими родственниками, не знают таких понятий, как «родственники», «родословная»;
- нет уважения к традициям семьи, активного участия родителей в образовательном процессе, чего требует современный образовательный стандарт.
Поэтому и был придуман данный проект, призванный пополнить словарный запас и знания детей по данной теме, развивающий связную речь и способствующий привлечению родителей к образовательному процессу.
Участники: дети средней логопедической группы, родители, педагоги ДОУ (воспитатели логопедической группы, музыкальный руководитель).
Контингент детей: дети с сочетанной патологией, имеющие тяжелые нарушения речи и вторичные отклонения в ведущих психических процессах.
Тематический проект : средней продолжительности.
• По количеству участников – групповой.
• По доминирующему методу – познавательный, творческий.
• По содержанию – ребенок-взрослый.
Часть проекта осуществляется в домашних условиях с привлечением родителей.
Цель проекта : Развитие связной речи детей.
Задачи:
1. Расширять активный словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
2. Обогащать представления об родственных отношениях;
3. Укреплять детско-родительские отношения;
4. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе;
5. Развивать творческий потенциал детей;
6. Воспитывать уважение к своей семье, желание заботиться о близких.
Специфика проекта – его комплексный интегрированный характер, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- усвоение детьми информации о своей семье, родственниках;
- умение рассказать о своей семье;
- совершенствование мелкой моторики;
- развитие тактильно-кинетической чувствительности;
- развитие зрительной и слуховой памяти и внимания, наглядно-образного мышления.
Для родителей:
- повышение интереса родителей к логопедической работе и формирование у них готовности к активному участию в образовательном процессе;
- оживление и формирование эмоционального контакта родителей с детьми.
Для педагогов:
- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов коррекционной работы.
Разработка и реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
1. Информационно-накопительный.
- Изучение интересов и знаний воспитанников для определения целей проекта;
- подборка и изучение специальной литературы по теме проекта.
Работа воспитателей с детьми:
- Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»;
- конкурс рисунков «Папа, мама, я – дружная семья!»;
- сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мамины помощники»;
- конструирование «Мой дом»;
- заучивание стихов, пословиц про семью;
- беседы с детьми по сюжетным картинам.
Работа учителя-логопеда с детьми:
- Проведение занятий с использованием интерактивной доски (дидактические игры «Кто младше, кто старше?», «Подбери красивое слово», «Чья вещь?», «Назови ласково», «Расскажи, какой, какая?», «Мамы и детки», «Один-много», «Семья»);
- проведение беседы по серии сюжетных картин «Семья»;
- обучение употреблению в речи притяжательных прилагательных (папина, бабушкин и др.);
- пальчиковые игры и физминутки («Мамины помощники», «Как у нас семья большая», «Моя семья» и др.);
- отгадывание загадок о семье;
- интерактивные игры;
- проведение игр-инсценировок («Мама качает малыша», «У брата болит зуб» и др.).
Работа педагогов ДОУ:
- музыкальный руководитель совместно с логопедом проводит логоритмические занятия (инсценировка и разучивание песни «Мамины помощники», «Мамочка моя»);
Работа с родителями:
- привлечение родителей к изготовлению семейных фотоальбомов, семейного древа, совместному сочинительству стихов.
2. этап – реализация проекта.
- Просмотр сказки «Мама для мамонтенка»;
- проведение общего комплекса артикуляционной гимнастики;
- выполнение упражнений по развитию речевого дыхания в рамках темы «Семья»;
- театр на магнитной доске «Репка»;
- проведение занятий с привлечением интерактивной доски по теме «Моя семья»;
- рассказы детей о семье по сюжетным картинам.
3. этап практический.
- Рисунки детей «Папа, мама, я – дружная семья!»;
- конструирование «Дом, в котором я живу»;
- составление семейного древа и творческое его оформление.
4. этап презентационный.
- Презентация фотоальбома «Моя семья»;
- рассказ о родственниках при помощи семейного древа.
5. этап заключительный.
Проведение открытого занятия по теме: «Семья, детский сад и я!»
Конечный продукт проекта
За время реализации проекта уровень сформированности знаний о своей семье у детей :
- пополнился активный словарь по данной теме;
- детьми составлены рассказы о семье;
- дети имеют представление о том, что такое родословная, семья, семейное древо;
- педагоги ближе познакомились с семьями воспитанников.
Во время реализации проекта дети и родители активно включались в образовательный процесс. Родители рассказывали детям о семье и родственниках, изготавливали совместно с детьми семейное древо, творчески оформили семейные фотоальбомы, по которым воспитанники активно составляли рассказ о своей семье и родных.
После прочтения стихов и рассказов по теме проекта дети включались в беседы, участвовали в сюжетно-ролевых играх, рассказывали о своей семье, родственниках, совместном досуге с родителями и другими родственниками.
Таким образом, у воспитанников активно развивается связная речь, дети научились составлять рассказ о своей семье.
Эффективность проекта
- семьи наших воспитанников оформили альбомы, семейное древо и рассказали по ним о своей семье и родных;
- многие родители и дети проявили интерес и творчески подошли к выполнению заданий (нарисовали рисунки, с сочинением стихов оформили семейные альбомы.
- пополнился словарь детей в рамках темы «Семья»;
- дети стали лучше согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- дети научились составлять рассказ о своей семье;
- на занятиях проводилась работа по развитию мелкой моторики, тактильно-кинетической чувствительности, а также по развитию зрительной и слуховой памяти и внимания, наглядно-образного мышления.
Таким образом, тема данного проекта определена в соответствии с программными требованиями «Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 1» и «Адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
При проведении занятий был реализован дифференцированный подход к воспитанникам (при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, в составлении кратких рассказов о своей семье и др.).
На занятиях использовались наглядные, словесные и практические методы работы.
В основной части занятий решались задачи: уточнить и расширить словарь по теме «семья»; воспитывать чувства любви и уважения к родным; активизировать речевую деятельность детей; развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, наглядно-образное мышление, речевое дыхание.
Они реализовывались через следующие методы: показ, серию вопросов, проговаривание ответов (индивидуально, хором, индивидуальную работу. Занятия несли максимальную нагрузку и были выстроены с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей воспитанников.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной творческой деятельности детей : рационально размещено оборудование и атрибуты, максимально использовано пространство помещения, освещенность для визуальной работы детей, эстетическое оформление пособий и помещения.
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов, которые помогут контролировать ход дальнейшего обучения, усвоения детьми программы, обеспечат установление обратной связи, позволят наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.