Людмила Разумова
Опыт применения ИКТ в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "СШ №56"
Описание результативных современных приёмов и методов использования информационных технологий.
Тема: Опыт применения ИКТ в начальной школе.
Учитель: Разумова Л. А
Учитель, работающий в рамках привычной «меловой технологии»,
существенно уступает своим коллегам, ведущим уроки с использованием мультим. проектора и компьютера.
Особенности уроков с эффективным применением ИКТ.
Возможны несколько вариантов применения ИКТ на уроках:
Публикация «Опыт применения ИКТ в начальной школе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
- работа с компьютером проводится в начале урока
(актуализация знаний, проверка домашнего задания,
постановка проблемы);
- работа с компьютером в конце урока
(тренировочные упражнения, контроль знаний,
рефлексия)
Преимущества уроков с использование ИКТ в начальной школе.
1. Уроки с ИКТ более интересны, мобильны, продуманны.
2. Данные уроки позволяют перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности.
3. Обеспечивают положительную мотивацию обучения.
4. Обеспечивает высокую степень дифференциации.
5. Повышает объём выполняемой работы в 2 раза.
6. Формирует навыки исследовательской деятельности.
7. Неуспевающий ученик чувствует себя свободнее, не испытывает чувства неловкости и замешательства (Слайд 2)
Я хочу поделиться опытом применения компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Изучение учащимися новых тем проводится с применением тестов и заданий, предлагаемые в доступных мне версия обучающих программ.
1. «Фраза»(по русскому языку) Слайд 3.
Эта программа – тренажёр рассчитана для уч-ся 1-9 классов, проста в применении. Ученик вводит имя, выбирает класс, тему, вариант, щелкает мышкой на слово «поехали». Открывается окно с тестовыми заданиями. Следуя за курсивом (карандаш, ученик вставляет пропущенные буквы. Предлагается 2 варианта букв, мышкой щёлкают по одной. Нажимают на кнопку «принять», «далее». Происходит переход к следующему заданию. По окончании теста появляется окно результатов. (Ск. вопросов пройдено, ошибки, ск. выбрано подсказок. Если берётся 2 подсказки, то оценка снижается.)
2. ПРОГРАММА «СЕМЕЙНЫЙ НАСТАВНИК»(Слайд 4) Выпускают такие программы для 1,2,3,4, классов. Они приемлемы для всех учебников, по какой бы системе вы не обучали детей. Это делает эту программу универсальной, но и в то же время, учителям надо быть внимательным в выборе тестов (в тестах не должно быть заданий по темам не изуч. детьми) Программа предлагает разные режимы тестирования, которые тесно друг с другом связаны. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ позволяют выявить пробелы в знаниях, сделать диагностику пробелов. В режиме коррекция уже запрограммированы разные виды тестов. При прохождении коррекционных тестов, по существующим ошибкам формируются тесты в режиме «Работа над ошибками». Как только количество ошибок превысит 20, формируется новый тест. Работая над ошибками, все верно выполненные задания исчезают. Режим «Диктанты»- можно проводить под звуковое сопровождение или просто вставлять буквы, числа, программа «Корректор» исправляет ошибки. Режим «Уроки и экзамены» предлагает разные виды тренинга: комбинированный, промежуточный, итоговый. Учащиеся выбирают учебный раздел и учебный элемент. Первоначально все учебные разделы и элементы окрашены в серый цвет. По ходу выполнения тестов все учебные элементы окрашиваются в свой цвет. Красный - материал усвоен плохо. Синий – средняя степень усвоения, зелёный - полное усвоение. Ученик может выбрать разные виды контроля: изучение (только при этом контроле появляется справочная информация) контроль, самоконтроль, самоконтроль с поощрением. Программа предусматривает диагностику усвоения учебного материала. Диаграмма 1 -в % отображается степень усвоения учебных элементов. Диаграмма 2 - % усвоение для всех недель, в течении которых проводилось тестирование. Диаграмма 3- итоговое усвоение для каждой недели. После завершения работы с тестом появляется окно «РЕЗУЛЬТАТЫ», где записано количество правильных и неправильных ответов и % усвоения.
На уроках окр. мира я применяю программу «Мир природы».
Программа, как источник красочных наглядно-дидактических материалов
может активно использоваться учителем при фронтальной работе с
классом.
Особенности программы:
• Наиболее сложные и интересные разделы курса «Окружающий мир»
• Яркие анимации, динамические схемы и таблицы, красочные
иллюстрации
• Фотографии природного мира
• Дикторские комментарии к каждому фрагменту
• Интерактивные задания
• Для учителей подробные методические рекомендации по
использованию программы в учебном процессе, примеры уроков.
Программа охватывает следующие темы:
- Живая и неживая природа
- Смена времен года. Смена дня и ночи
- Форма Земли. Ориентирование на местности
- Размножение и распространение цветковых растений
- Три состояния воды. Круговорот воды в природе
- Круговорот веществ (жизни) в природе. Каждая тема состоит из подтем, материалы можно начать просматривать с любого пункта оглавления, выбрав его мышью. (Слайд 6,7). Раздел «Проверь себя» (Слайд 8) включает красочные интерактивные задания на повторение некоторых тем, а также на общее развитие ребенка.
Специально для учителей имеется раздел «В помощь учителю», в
котором содержатся подробные методические комментарии по
использованию в учебном процессе каждого из модулей (тем) программы.
Они включают в себя:
• описание усваиваемых ребенком знаний и навыков при работе с
модулем;
• подробное содержание модуля, перечень учебных эпизодов;
• примеры уроков с использованием наглядных материалов
модуля, рекомендации по организации занятий, советы учителям-
практикам;
• варианты применения фрагментов модуля на уроках при работе по
разным учебным программам и учебникам.
С обучающей программой «Я считаю лучше всех!» (Слайд 9) первые шаги ребёнка в школе становятся более развлекательными и интересными. Эта программа позволяет освоить числа, научиться считать в пределах 100, складывать, вычитать, сравнивать. Её можно использовать на этапе ознакомления с новым материалом и при закреплении знаний. Программа следит, чтобы ребёнок получал только положительные оценки, и всегда помогает исправиться, если ребёнок дал неправильный ответ. Ученик может повторить задание несколько раз, что закрепляет усвоенный материал. Можно выбрать любой темп работы, удобный для школьника. Управление программой основано на принципе «увидел, нажал, перетащил». Ученик вводит своё имя, нажимает старт, появляется карта маршрута, которая включает в себя следующие этапы: «Зелёный луг», «Озерный край», Ферма», «Побережье» и т. д. (Просмотр видео слайдов 10)
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать
разные формы учебно – познавательной деятельности на уроках математики и русского языка и сделать активной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала. Используя программу POWER POINT, я пытаюсь создавать свои программы – тренажёры. Приведу пример программы – тренажёр, которую можно использовать на уроке закрепления «Решение задач на нахождение доли». Учащиеся работают на компьютере в наушниках. При правильном выборе ответа звучат аплодисменты. Такие программы можно создавать на любые темы. (СЛАЙД 11,12.)
Кроме обучающих программ применяю на уроках презентации. (Слайд13,14,15.) Приведу пример одной из них.
Тема «Деление двузначного числа на однозначное»
В своей работе я использую не только собственные разработки, но и презентации других учителей, внося в них изменения в соответствии с потребностями своих учеников.
Для выявления потребности и интереса учащихся к использованию компьютерных технологий на уроках, было проведено анкетирование среди учащихся. (Слайд 18)
Анкета.
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. Умеете ли вы работать на компьютере?
3. Хотели бы научиться на нём работать?
4. Как вы думаете, интереснее ли на уроках, где применяется компьютер?
5. Хотели бы сами участвовать в подготовке к уроку с применение компьютера?
Данные анкетирования показали следующее. (Слайд19)
В ходе применения на уроках компьютерных технологий пришла к выводу, что следует работать в данном направлении и дальше. Проведя анкетирование среди обучающихся, выяснила:
1. Учебный материал уроков с использованием ИКТ был усвоен гораздо лучше;
2. Положительные эмоции, полученные ребятами на этих уроках, укрепили уверенность в себе, способствовали развитию их познавательных интересов.
Проблемы.
1 Наличие в школе 1 компьютерного класса. (оборудовать рабочее место учителя компьютером)
2. Приобретение дисков.
3. Большая подготовка к уроку.
4. Отсутствие у учеников домашнего компьютера. Это не позволяет ученику принимать участие в подготовке урока с применением компьютерных средств обучения. (проектная деятельность)
6. Отсутствие знаний у учащихся о работе с программой POWER POINT.Сейчас веду обучение родителей и учащихся правилами пользования данной программой.
7. Обучить учителей на курсах по икт простейшими приемами программирования.
Учитель: Разумова Л. А.
МБОУ "СШ№56"