Сарицкая Наталья
Опыт моей работы «Современные инновационные технологии работы с родителями в ДОО»
От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка.
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На организацию процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие изменения в государственной и общественной жизнедеятельности заметно влияет на перемены в воспитании детей, однако не все перемены полезны и эффективны. Поэтому в настоящее время заметно возрос интерес к проблемам воспитания.
Публикация «Опыт моей работы „Современные инновационные технологии работы с родителями в ДОО“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Не так давно был популярен тезис: «Образовательные учреждения призваны заниматься лишь обучением детей, а воспитание должно проходить в семье, общественных организациях». Теперь приходиться восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, учащимися и родителями.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития личности играет процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги прекрасно осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих учащихся.
Несомненно, родители обладают обширным влиянием на процесс формирования личности ребенка. В семье закладываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Оно (семейное воспитание) имеет широкий временной диапазон – продолжается всю жизнь человека. Однако воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от присутствующего в ней психологического и духовно-нравственного климата, устойчивости и стабильности отношений родителей. Современная семья утратила свою исконную функцию: передачу подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, понимание самого процесса воспитания как предоставление ребенку не только телесной, но и духовной пищи. Не всегда семья может благотворно влиять на развитие и становление личности ребенка, она таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательного воздействия. Многие родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда дает позитивные результаты.
Современный педагог должен хорошо представлять особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Все это позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Учитывая эти факторы, педагог должен тщательно выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей среды. Взаимодействие педагога с родителями ребенка направлено на создание воспитательной среды, установлению партнерских отношений, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов педагога, ребенка и родителей.
Несомненно, надо учитывать высокую степень значимости родителей при построении воспитательной работы с детьми, но следует учитывать и негативные факторы семейного воспитания:
- бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию ребенка;
- неадекватное воздействие факторов материального порядка: приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей;
- авторитаризм либо крайний либерализм;
- отсутствие психологического климата в семье;
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении: отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания.
Только совместные усилия педагога и родителей могут привести к положительным результатам в процессе воспитания.
Совместная деятельность педагогов, родителей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща. Такое взаимодействие предполагает единство требований и организацию совместной деятельности по развитию и воспитанию ребенка.
Одной из важных форм установления контактов педагогов и родителей учащихся является родительское собрание. Его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий образовательного учреждения и семьи (родителей) в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Работа с родителями в образовательном учреждении не должна носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без системы.
Введение.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране десятилетиями родители стремились к карьерному росту, а ответственность за воспитание ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения
Основная мысль.
Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОО.
Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.
Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие :
• Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
• Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
• Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
• Повышение уровня компетентности родителей.
Работа с дошкольниками.
Разработаны и реализованы проекты «Давайте познакомимся», «Семейные традиции», «Пейте дети молоко будете здоровы». В ходе реализации проекта «Пейте дети молоко будете здоровы». Разработано и проведено анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выяснить любят ли они молоко, как часто его употребляют и т. д. С детьми мы проводили эксперименты с молоком, развлечения тематические, дидактические игры. Оформили фотовыставку «Мы исследователи». В результате проекта родители оценили необходимость, значимость и пользу молока для маленьких детей, а у большинства детей сформирована потребность в употреблении молока и его пользе. Пополнилась картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр по данной теме. Оформлена фотовыставка «Мы исследователи». По проектам «Давайте познакомимся», и «Семейные традиции» родители активно включились в работу и представили фото-презентации своего генеалогического дерева.
Работа с родителями.
Для себя я разработала некий критерий, который позволил мне оценить активность родителей и их включенность в педагогический процесс. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы :
• презентация образовательной деятельности ДОУ;
• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
• информационные буклеты;
• организация «Дней открытых дверей.»
• совместное проведение досугов;
• групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
• «День Портфолио» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;
• тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей
• вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек);
• оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «От простуды босиком»;
• совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность».
• театрализованные представления для детей с участием родителей «Живая шляпа.»,
«Приключения Почемучки».
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:
• Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.
• Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
• Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
• Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.
В нашей группе были организованы «Дни добрых дел», когда родители помогали ремонтировать игрушки, мебель или книги, изготавливали дидактический материал для игр, убирали на участке листья или снег, делали косметический ремонт группы, занимались озеленением и оформлением участка летом. Совместно с родителями я создавала предметно – развивающую среду в нашей группе.
В своей профессиональной деятельности я пользовалась примерным кодексом общения с родителями :
• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Всегда улыбаться родителям и детям.
• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Работа с педагогами.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Оказание помощи педагогам взаимодействии с радетелями осуществляю через организацию психолого – педагогического просвещения педагогов. Воспитателям требуется педагогическая, психологическая помощь в решении проблем «Воспитатель – родитель». Для этого провожу для педагогов :
- презентации;
- открытые занятия с привлечением родителей;
- педагогические беседы за круглым столом;
- семинары;
Мониторинг результатов работы :
Использую в работе диагностические методики, адресованные воспитателям, родителями детям. Эти методики помогут определить, эффективна ли работа по педагогическим технологиям социализации в дошкольной организации, на сколько педагоги понимают задачи и как решают их, как оценивают свою работу, как выстраивают общением с воспитанниками и взаимодействия с их родителями; довольны ли родителя организацией воспитательного процесса в детском саду, участвуют ли в жизни ДОО, которую посещает их ребенок. Какие методы его воспитания используют дома, понимают ли родителя своего ребенка; интересно ли ребенку в детском саду, комфортно ли ему в своей семье и т. д.
Для воспитателей:
Анкета «Готовность к инновации»
Анкета «Саморегуляция поведения дошкольников»
Анкета «Результаты года в ДОО»
Для детей:
Беседа «Мой детский сад»
Наблюдение «Сформированность социальных навыков у детей»
Диагностическое задание «Рисунок семьи»
Для родителей :
Анкета «Родитель о детском саде»
Анкета «Родители о самостоятельности детей»
Анкета «Итоги года. Родители»
Заключение.
Всей своей работой я старалась доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по–своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Список литературы.
1. Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в ДОО»
2. Кемпбелл. Р. «Как по – настоящему любить своего ребенка»
3. Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки два разных мира»
4. Григорьева А. А., Сметанина В. И. «Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада»