Людмила Кашина
«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста». Из опыта работы (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор Л. Е. Кашина,
музыкальный руководитель МАДОУ
детский сад комбинированного вида №1,
г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Краткая аннотация статьи.
Публикация «„Использование ИКТ в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста“, Из опыта работы (часть 1)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В данной статье рассмотрены вопросы о необходимости использования новых информационных технологий в музыкальной деятельности в дошкольном учреждении. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей работе, так как наша главная задача - формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
Компьютеры уже давно стали частью нашей жизни, вот уже и в детском саду представить себе работу без них невозможно, ведь становясь очень важным и необходимым условием в жизни взрослых, в образовании - это ещё и средство обучения детей, источник информации и развития. Поэтому всем педагогам ДОУ на современном этапе развития нашего общества необходимо формировать способность строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ.
Для развития у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса к музыкальной деятельности перед нами стоит задача: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, достаточно совершенным и эффективным, способствующим созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развивающим музыкальные и творческие способности ребенка. И только применяя в своей работе традиционные методы музыкального воспитания в сочетании с современными информационными технологиями, можно достичь желаемого результата.
Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду. Поэтому основной целью нашего педагогического коллектива является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Основываясь на это, мы в своей работе активно используем цифровые образовательные ресурсы в музыкальной НОД, в развлечениях, утренниках и в свободной деятельности. Это: ноутбук, электронное цифровое пианино, мультимедийный проектор с экраном и интерактивной доской, принтер, сканер, интерактивный стол, колонки с микшерным пультом, радиомикрофоны для выступлений детей, видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, магнитофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера. В нашей педагогической копилке немало собрано интерактивного материала: слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, фотографии, видеоролики, видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов, презентации, развивающие компьютерные игры, компьютерные программы, аудиопособия, предметные картинки в движении, интерактивные схемы и модели.
Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном развитии дошкольников воплощает в жизнь принцип наглядности, дополняет слуховые впечатления и представления детей, активизирует и развивает их эмоциональное восприятие музыки.
Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной деятельности оказывает нам пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word различные приложения, например, Excel для составления таблиц и расчетов "Диаграммы диагностического обследования музыкальных способностей детей".
Для записи музыки при организации различной музыкальной деятельности детей используется программа Nero с ее приложениями. С помощью программы Mp3DirectCut осуществляется обрезка, монтаж музыкальных файлов. В процессе форматирования музыки используем программу Format Factory, AVS Audio Converter и XMedia Recode.
Мы считаем, что современный педагог-музыкант должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому большую роль в своей работе мы отводим созданию презентаций для работы с детьми с помощью программы Power Point, которые строим с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Работая с малышами, мы используем мультимедийные презентации, привлекая внимание детей анимационными картинками и аудио-эффектами. В этом преимущества музыкальной НОД с использованием мультимедийных презентаций перед традиционной: применение анимации делает познавательный процесс интересным и выразительным; благодаря различным анимационным картинкам у ребят создаётся радостное настроение, следовательно, улучшается качество усвоения материала. ("В гости к бабушке Варваре", "Чьи детки?", "Птица и птенчики").
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, соблюдая требования СанПиНов, мы используем презентации как средство наглядности при изучении нового материала. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они небольшого формата. Так, отсканировав имеющийся иллюстративный материал настольной дидактической игры, была создана презентация к НОД по восприятию музыки "Три кита в музыке", которая не только знакомит детей с жанрами музыки, но и благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, которые появляются лишь после того, как решена проблемная ситуация, т. е. применяем системно - деятельностный подход к обучению. Никакое другое оборудование не дает таких возможностей.
Во время НОД побуждаем детей к решению проблемных ситуаций, умению находить правильный ответ, т. е. используем технологию проблемного обучения, подводим к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления об услышанной музыке, делать выводы, выразительно исполнять песню без помощи взрослых. Развиваем умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объём, используя затем в повседневной жизни. Развиваем у детей чувство уверенности в себе.
ИКТ - прекрасный способ не только преподнести новый материал, но и заинтересовать ребенка. При первом же просмотре у детей развивается устойчивый познавательный интерес к учебному процессу, а также мыслительные способности, т. к. материал презентаций содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания.
В данной НОД используются обучающие игровые технологии (компьютерная авторская игра). Закрепляя усвоенный материал, дети играют в музыкально - дидактическую игру "Определи жанр", где дотрагиваясь до определённой нотки, сначала прослушивают спрятанную в ней музыку, а затем рукой передвигают её к нужному "киту". Практическая игровая деятельность - это специально созданная ситуация, в которой предлагается сделать выбор. Происходит тренировка соответствующих мыслительных операций, умственных способностей, мелкой моторики. Главное назначение этого метода - стимулировать познавательный процесс. Музыкально-дидактическая игра проста и доступна, интересна и привлекательна. Она служит своеобразным возбудителем желания у детей слушать музыку и правильно определять жанр.
Из опыта можем сказать, что музыкальная деятельность, включающая слайд - презентации, вызывает у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, вызывает огромный интерес каждого ребенка, следовательно, положительные эмоции, что решает вопросы технологии здоровьесбережения.
Всеми методами и приёмами стараемся пробуждать и поддерживать интерес воспитанников, развивать у них активность, инициативу, желание познавать этот необычный, волшебный мир музыки.
Очень помогают в работе созданные презентации с изображением и звучанием различных музыкальных инструментов. Ведь показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о мультимедийных презентациях, знакомящих детей с музыкальными инструментами. Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентации "Музыкальные инструменты", "Симфонический оркестр, что это такое?", "Мы идём с тобой в театр", "Шедевры музыки", "Классическая музыка". Многие молодые люди считают, что классическая музыка - это неинтересно, неактуально. Поэтому наша задача показать детям, что музыка - это не скучно, музыка - это удивительный и неповторимый мир. Нужно донести до малыша, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Стараясь внести в учебный процесс новые методы подачи информации, была создана презентация, которая помогает сделать процесс ознакомления детей с симфонической сказкой С. С. Прокофьева "Петя и волк" увлекательным, зрелищным и современным. Воспринимаемая ребенком в форме игры, презентация активизирует познавательную деятельность ребенка, воспитывает у него интерес к классической музыке. Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра, не выходя из музыкального зала.