Получи документы

Опыт формирования экологических знаний у детей 4–5 лет посредством мордовского фольклора

Кудряшова Надежда
Опыт формирования экологических знаний у детей 4–5 лет посредством мордовского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование этноэкологических знаний у детей 4-5 лет посредством мордовского фольклора предполагало следующую систему работы:

1. Развитие интереса к природе мордовского края.

2. Обогащение экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста о многообразии природы Мордовии и сложившихся этнических традициях.

Публикация «Опыт формирования экологических знаний у детей 4–5 лет посредством мордовского фольклора» размещена в разделах

3. Приобщение детей к истокам мордовской культуры через знакомство с фольклорными произведениями и развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к мордовской природе.

4. Формирование умений и навыков для организации деятельности по сохранению и улучшению природной среды.

Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край, этнических особенностях, культуре, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле – «Мастор-аве» («мать-земля», к окружающей природе, к труду; об экологической ситуации в республике; о мордовских заповедниках.

Педагогический процесс по формированию экологических знаний с помощью мордовского фольклора включал взаимосвязанные последовательно усложняющиеся и взаимодополняющие друг друга разнообразные методы и формы этноэкологического образования детей (различного вида наблюдения, труд в природе, природоведческие игры, экологические сказки, рассматривание иллюстраций и технические средства обучения) и организацию разнообразной деятельности (игровой, познавательной, трудовой, творческой и др., что обеспечивает полноценное усвоение знаний, экологически верное их применение и формирование нравственной позиции ребенка по отношению к природе.

Использование мордовских сказок («Петушок и кошка» («Атякшке ды каткине», «Пестрое яичко» («Сёрмав алнэ», «Мышка» («Чеерне», «Свинка» («Тувоня)», «Сойка» («Шавача», «Синица» («Пустачей») и др., загадок (Над рекой большое красное коромысло» (радуга, «Плещет пламя, но без дыма» (заря, «А с рожденья ходит в платьице одном» (сосна, ель, «Теплым летом как от холода дрожит?» (осина, «По высоким деревам так и вьется к небесам» (хмель) и др., прибауток («Сорока, сорока, отчего у тебя хвост длинный? – Оттого, что по крышам летаю, на навесах отдыхаю»; «Кошечка, кошечка, где построишь гнездышко? – За печной трубой, чтобы мыши знали, на носу зарубили, что хозяйкою здесь я и мышкам не сестра» и др.) способствовали эмоциональному освоению знаний о растениях и животных, повышению интереса к народному устно-поэтическому творчеству и формировали познавательное отношение к природе родного края.

В процессе наблюдений за сезонными изменениями в неживой природе, растительным и животным миром у дошкольников формировали умение соотносить состояние погоды с народными приметами («Гречу сеять пора, когда увидишь в поле божьих коровок», «Журавль – с теплом, ласточка – с листом», «Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья», «Сова или сыч кричат по ночам – к холоду или дождю», «Сычи много кричат в лесу – к урожаю», «Соловей запел – вода на убыль пошла», «В мае появится много жуков – к засухе, к сухому лету», «На кустах акации много пчел – перед дождем» и др.).

Также проводилась работа по ознакомлению детей с видовым составом флоры и фауны Мордовии; углублению представлений о связях между условиями обитания и состоянием живых существ региона; накоплению нравственно-ценностного опыта общения с природой родного края.

Наиболее эффективными средствами воспитания духовной культуры, способствующими не только лучшему усвоению старшими дошкольниками природоведческого материала, но и оказывающими воздействие на формирование мировоззрения, национального мироощущения детей, являлись произведения устно-поэтического творчества, которые давали возможность показать знакомый мир с новой, неожиданной для детей стороны, позволяли острее ощутить красоту родной природы, почувствовать ее неповторимость. В содержание каждого занятия включали разнообразный фольклорный материал (загадки, прибаутки, пословицы, заклички и др.) природоведческого содержания, который оказывал влияние на взаимоотношения детей с природой.

Как дополнительный источник информации о различных растениях, животных родного края, природных явлениях использовали народные сказки «Свинка», «Почему курица и коршун в ссоре» и др. Они в увлекательной и доступной для детей форме помогали понять закономерности в жизни природы (единство организма и среды, защита животных от врагов как одна из форм приспособленности к среде обитания, сущность взаимодействия человека и природы и др.) осознать ее значение как многогранной универсальной ценности (познавательной, нравственной и эстетической, увидеть красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.

В процессе анализа мордовских народных сказок детям предлагали решать экологические задачи, например, «Как вы думаете, чем питались звери зимой в лесу?», «Чем полезен и опасен волк?». В мордовских народных сказках показано взаимодействие человека и живой природы, его положительные и отрицательные стороны.

Знакомство детей с миром природы, с повадками зверей и птиц, осуществляли через колыбельные песни («Ложись-ка, сыночка, / Ложись-ка, лапонька, / Под головку положу высокую подушку, / Постелю тебе мягкую постельку. / Приходи, кисонька, спать, / Моего сыночку качать, / А я с тобой расплачусь – / Дам кувшин молока. / Отец пойдет на базар, / Тебе, кисоньке, купит колокольчик, / Сюда качну – бом-бом, / Туда качну – бим-бим» и др.). Природно-поэтические образы колыбельных песен мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) доступны ребенку. В традиционных текстах мордовских колыбельных песен поется о птицах (сороке и вороне, о животных (кошке, коровушке). Здесь важно, что излюбленные у мордовского народа образы сороки и вороны не связаны с призывами сна. Эти колыбельные несут познавательную функцию: знакомят детей с внешним обликом, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо»«Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня»«Мур, мур, кисонька»). Эту же ознакомительную функцию выполняют и потешки, прибаутки: «Сорока, сорока,/ Сорока, белобока, / Скажи, что ищешь, / О чем ты трещишь? / Что упало? Что ты уронила? – Орешки уронила,/ И все их потеряла» и др.

Очень нравились детям мордовские загадки, которые раскрывали сущность природных явлений, реалий (животных, растений) («Без ног, а идет, / Без рта, а дует» (ветер, «Стоит Васька у плетня, / Кто его тронет (возьмет, / Тот руку сожжет» (крапива, «Сам небольшой, / Больше себя ношу несет» (муравей, «В воде живет, / Вне воды умирает» (рыба, «В озере певучие девицы» (лягушки, «Белый платок на ней, / Сорок заплаток на ней» (капуста) и др.). Посредством народных мордовских загадок во время занятий, наблюдений, труда, в детских играх и развлечениях дети учились подмечать особенности живых существ, изменения растений в процессе роста и развития, повадки животных и приспособление их к среде обитания; устанавливать закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времен года. Например, «Один льет, другой пьет, а третья растет» (дождь, земля, трава) и др. Для детей – это уроки народной мудрости, народных представлений о природе и способов их выражения словом. Они обостряли наблюдательность, повышали интерес к окружающей природе, играли большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка.

С большим успехом использовали заклички, приговорки – небольшие песенки с обращением к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, птицам, насекомым. В них сохранились следы магических заклинаний, отклики языческих воззрений народа, например, закличка речке, чтоб скорее она замерзла) : «Рыбий домик водяной, кройся крышей ледяной. / Стынь, вода зеленая. Стань, река, студеная»; закличка на прилет птиц весной: «Жаворонки прилетайте, / Ясно солнце принесайте. / Нам зима то надоела, / Хлеба, соли все поела. / Шапа, жарапа, жаренная лапа»; закличка на приход лета, солнца: «Дай бог нам хлеба. / На многие лета. / Солнышко, выйди, выйди, / Получишь ложку каши! / Солнышко, выйди, выйди, / Получишь красного петушка!»; «Лето приди, приди! / Весна теплая уйди, уйди! / Принеси нам теплый дождь! / Вырастет густая рожь!» и др.

С целью ознакомления детей с истоками бережного, рационального отношения к природе использовали легенды о культе растительного и животного мира (существование «священных рощ», родовых деревьев, «священных животных», культе воды и леса (культ воды, существовавший у мордвы, требовал бережного к ней отношения и включал экологические запреты на загрязнение окружающей среды).

Важной частью экологических знаний является для детей песня. Она пленяет детей своей красотой, воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, содействует развитию фантазии, обогащает представление детей яркими природными образами, а язык детей – меткими и красочными эпитетами и оборотами, образными, красочными выражениями. В песнях ярко отображается и жизнь народа, и его отношение к природе, нравственные и эстетические требования народа, все многообразие чувств, связанных с постоянным общением с природой. Например, это песни «Птичка» («Птичка добрая, / Красногрудая, / Птичка славная, / Птичка быстрая, / Хочет свить себе / Гнездо тёплое, / Устелить его / Пухом, травкою…», «Ласточка» («– Пташка, ласточка, касатка, / Бедная пичужка! / Где ты гнёздышко свивала, / Где ты гнёздышко слепила? / – У богатого под крышей, / У богатого под стрехой. / Поднял семь сынов богатый, / Семь невесток взял за ними, / У него в дому семь зыбок, / В семи зыбках по внучонку. / Семь внучат гнездо сломали, / По пушинке разобрали. / Пташка бедная горюет, / Тужит бедная касатка, / Глазки-бисеринки плачут, / В скорби слёзы проливают. / – Где свила гнездо, касатка, / Где ты тёплое слепила? / – У бедняги под навесом, / У бездольного под крышей. / У него один сыночек, / У него одна невестка, / Лишь одна у бедных зыбка, / Лишь один в той зыбке внучек. / Как бедняк гнездо заметил, / Как бедняк гнездо увидел, / С головы сорвал он шапку, / Поклонился пташке низко: / – Пташка, ласточка, спасибо, / Что почет мне оказала!») и др.

Для формирования ответственного отношения ко всем проявлениям жизни в природе и осознания своей роли и возможностей в охране окружающей среды дошкольников знакомили с народными традициями мордвы, проводили праздники и досуги с этноэкологической тематикой (праздник урожая, день Земли, день воды, день птиц и др., различные природоохранные акции. Народные праздники (например, обрядовый праздник на тему «Встреча весны – «Тундать васедемац») помогали детям впитывать в себя исторический опыт народа. При их проведении широко использовали песенный фольклор («Тума» – дуб, «Пиче» – сосна, «Келу» – береза, «Умарина» – яблонька). Среди песен, отражающих природу, были произведения об отдельных птицах, деревьях, родниках, лесных опушках.

Обогащение эмоционального опыта познания и общения детей с родной природой происходило в игре. По содержанию и времени бытования мордовские игры делятся на несколько групп:

1. Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами («В белочку», «В ворону» и др.).

2. Театрализованные игры. Здесь детьми воссоздаются всевозможные бытовые эпизоды. Играющие, используя разные средства, стремятся передать в изображаемых героях-зверях их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, род занятий, душевные качества («Журавли», «В петушки» и др.).

4. Игры в закрытом помещении. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры («В мышку», «В крота», «Сеем, сеем мы горох» и др.).

Посредством игры у детей вырабатывалась внутренняя потребность поступать согласно образцам экологического поведения в природе и ценностное отношение к окружающему миру. Народные игры «В ворона», «В гусей и волка», «В белочек» и др. содержали сведения о животных Мордовии, сопровождались элементами театрализации, требующими подражания характерным движениям, повадкам, голосам зверей, птиц; в условной форме воссоздавали трудовые процессы.

В процессе работы проходило и ознакомление детей с необходимостью охраны природы, воспитание экологически целесообразного взаимодействия с природой через освоение и выполнение норм и правил поведения.

Чтобы воспитать любовь к растениям, научить беречь их, на занятиях «Путешествие в мордовский заповедник», «Земля заповедная» расширяли знания о растениях и животных Красной книге Мордовии, закрепляли знания о правилах поведения в природе, проводили беседы с использованием мордовских сказок, пословиц, песен.

Особое внимание уделяли организации таких форм работы, которые предполагали непосредственное общение детей с природой родного края (сезонные походы и экскурсии, экологические маршруты, формировали навыки природоохранной (экологические акции «Речка Саранка просит помощи», «Берегиня», экологические десанты, субботники и др.) и пропагандистской (изготовление плакатов о бережном отношении к природе) деятельности.

Итак, использование произведений устно-народного творчества способствовало воспитанию интереса к мордовской природе, обогащению экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста о многообразии природы Мордовии, развитию эмоционально-ценностного, эстетического отношения к мордовской природе, приобщению к духовно-нравственному наследию, традициям и культуре мордовского народа, формированию умений и навыков для организации деятельности по сохранению и улучшению природной среды.

Список использованных источников

1. Кондратьева, Т. Н. Состояние проблемы этноэкологического образования в Мордовии / Т. Н. Кондратьева // Преемственность в системе «детский сад – семья – начальная школа» : аспект этнокультурного образования дошкольников» : сб. науч. трудов / под ред. О. И. Максимкиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005. – С. 34-38.

2. Кондратьева, Т. Н. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (на материале Республики Мордовия) : автореф. … дис. канд. пед. наук / Т. Н. Кондратьева. – М., 2006. – 24 с.

3. «Мы в Мордовии живем» : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др. ] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.

4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 8 т. / общ. ред. В. П. Аникина, Л. С. Кавтаськина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1978. – Т. 8. Детский фольклор. – 300 с.

Публикации по теме:

Теоретические основы экологического экспериментирования как средство формирования экологических знаний детей 6–7 лет Статья «Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» Хамамова.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за лекарственным растением шиповником»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за лекарственным растением шиповником» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за лекарственным растением шиповник» Цель:.

Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 2Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 2 Фотоотчет "Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года". Часть 2 Здравствуйте, дорогие.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей - кукуруза» Цель: расширить знания и представления.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени - хоста Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт формирования экологических знаний у детей 4–5 лет посредством мордовского фольклора
Опубликовано: 20 марта 2018 в 21:15
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт формирования экологических знаний у детей 4–5 лет посредством мордовского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Кудряшова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД