Получи документы

Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях

Светлана Викторовна Дьякова
Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях

«Театр – это волшебный

мир. Он даёт уроки красоты,

морали и

нравственности. А чем они

богаче,

тем успешнее идёт развитие

духовного мира детей…»

Б. М. Теплов

Темочки:

1. Знания об основах театральной культуры воспитанники получают в процессе разнообразных видов детской деятельности. Музыкально-художественная деятельность является одной из приоритетных в данном направлении. Музыкальные занятия строятся на синтезе различных видов деятельности: восприятие, исполнительская деятельность, музыкально-игровая творческая деятельность.

2. Для формирования театральной культуры очень эффективным является метод уподобления характеру музыки, где дети постоянно побуждаются к различным видам творческой активности: изображают различных животных, сочиняют музыкально-танцевальные композиции. В движениях при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций воспитанники передают настроение и чувства героев, создавая целостный музыкальный образ. Дети младшего дошкольного возраста передают, как летят птички и кружатся снежинки, листочки; как скачет лошадка, зайчик; как бежит лисичка, волчок; танцует мишка, весёлый Петрушка.

3. Для старших дошкольников задания усложняются, нужно придумать движения для композиции танцев, передать взаимодействие нескольких персонажей. Свободные танцы и пляски представляют большой простор для творчества.

4. Для вовлечения всех воспитанников в музыкально-театрализованную деятельность используются этюды и упражнения на развитие мимики, пластики, искусства пантомимы, выразительности движений, что способствует формированию у них творческого начала. Чтобы помочь воспитанникам раскрыть свои потенциальные возможности, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, им предлагаются игры, цель которых – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

5. жестами – показ состояния или ощущения человека (очень горячо, я замёрз, мне больно и т. п.);

6. позами – предлагаются игры, типа «Море волнуется», «Зоопарк», затем изображение позой кого-нибудь или что-нибудь (например, обезьяны, пингвина и т. п., задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым (Баба Яга, лягушка и др.);

7. мимикой – учить по выражению лица (глазами, бровями, губами) определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, удивился, огорчился и т. д.);

8. пантомимикой – сочетание пластических поз, мимики и жестов.

9. Воспитанники изображают, например, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, распускающийся цветок, радость от подарка и т. д. ;

10. интонацией – произнесение отдельных слов и предложений с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно.

11. Одним из важнейших видов музыкальной деятельности является пение. Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико - фонематического слуха. Используются игры для развития слухового внимания и памяти, такие, как: «Угадай, на чём играю?», «Сыграй, как я!» и т. д.

12. Большое внимание уделяется голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Воспитанникам очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик и т. д.). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Дети учатся слушать свой голос, развивается интонационный и фонематический слух. Песня воспитывает, образовывает, придаёт уверенность в своих силах, раскрывает духовный и творческий потенциал детей. Она даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

13. Дети старшего дошкольного возраста имеют желание не только петь в хоре, в ансамбле, но и солировать, появляется истинная увлечённость пением. У воспитанников возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли.

14. Для воспитания творческой личности большое значение имеет музыкальное и игровое творчество. Оно оказывает на воспитанников коррекционное воздействие, развивает внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений.

15. Музыкальные игры с элементами драматизации позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания.

16. Начиная с младшей группы организуются несложные театральные постановки силами взрослых и старших дошкольников : театр Петрушки, «Репка», «Колобок», кукольные тематические спектакли для осенних, зимних и весенних развлечений.

17. В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются, и театральные постановки становятся более яркими, оригинальными, насыщенными. Воспитанники участвуют в постановке театрализованных представлений-сказок: «12 месяцев», «Лебединое озеро», «Лукуоморье», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Снежная Королева» и другими.

18. Постановка русской народной сказки на новый лад «Курочка Ряба» была представлена на районном фестивале детского театрального творчества и получила диплом 1 степени, а также на VI городском театральном фестивале 3+5 «Кузнецкая карусель», где была удостоена призом зрительских симпатий.

19. С пьесой-сказкой в традициях русского народного творчества «Непослушная Даша» воспитанники выступали на районном фестивале детского театрального творчества «Театр – мир детства», где получили диплом 1 степени, а также на VII городском театральном фестивале «Кузнецкая карусель», где стали лауреатами 1 этапа.

20. Силами воспитанников был поставлен клубочный кукольный спектакль по одноимённой русской народной сказке «Колобок». На районном фестивале детского театрального творчества «Театр – мир детства 2023» он был отмечен дипломом 1 степени.

21. Мюзикл «Репка» на новый лад завоевал 1 место в городском фестивале-конкурсе «Музыка детских сердец», а также отмечен дипломом 1 степени на районном театральном фестивале.

22. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

23. В процессе формирования театральной и речевой культуры у воспитанников значительно возрос интерес к музыкально-театральной деятельности. Они стали более артистичными, раскрепощёнными и с удовольствием участвуют в спектаклях, играх-драматизациях, выступают на праздниках и развлечениях.

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Использование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУИспользование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУ Использование камешек марблс на музыкальных занятия в ДОУКак правило камешки марблс предназначены для игр, для развития мелкой моторики.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр» на музыкальных занятиях в ДОО» Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования дидактического набора «Шкатулка музыкальных игр», способствующего развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях
Опубликовано: 13 июня 2024 в 15:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Викторовна Дьякова (УИ 93933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД