Светлана Викторовна Дьякова
Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт формирования у дошкольников театральной и речевой культуры на музыкальных занятиях
«Театр – это волшебный
мир. Он даёт уроки красоты,
морали и
нравственности. А чем они
богаче,
тем успешнее идёт развитие
духовного мира детей…»
Б. М. Теплов
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
1. Знания об основах театральной культуры воспитанники получают в процессе разнообразных видов детской деятельности. Музыкально-художественная деятельность является одной из приоритетных в данном направлении. Музыкальные занятия строятся на синтезе различных видов деятельности: восприятие, исполнительская деятельность, музыкально-игровая творческая деятельность.
2. Для формирования театральной культуры очень эффективным является метод уподобления характеру музыки, где дети постоянно побуждаются к различным видам творческой активности: изображают различных животных, сочиняют музыкально-танцевальные композиции. В движениях при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций воспитанники передают настроение и чувства героев, создавая целостный музыкальный образ. Дети младшего дошкольного возраста передают, как летят птички и кружатся снежинки, листочки; как скачет лошадка, зайчик; как бежит лисичка, волчок; танцует мишка, весёлый Петрушка.
3. Для старших дошкольников задания усложняются, нужно придумать движения для композиции танцев, передать взаимодействие нескольких персонажей. Свободные танцы и пляски представляют большой простор для творчества.
4. Для вовлечения всех воспитанников в музыкально-театрализованную деятельность используются этюды и упражнения на развитие мимики, пластики, искусства пантомимы, выразительности движений, что способствует формированию у них творческого начала. Чтобы помочь воспитанникам раскрыть свои потенциальные возможности, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, им предлагаются игры, цель которых – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
5. жестами – показ состояния или ощущения человека (очень горячо, я замёрз, мне больно и т. п.);
6. позами – предлагаются игры, типа «Море волнуется», «Зоопарк», затем изображение позой кого-нибудь или что-нибудь (например, обезьяны, пингвина и т. п., задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым (Баба Яга, лягушка и др.);
7. мимикой – учить по выражению лица (глазами, бровями, губами) определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, удивился, огорчился и т. д.);
8. пантомимикой – сочетание пластических поз, мимики и жестов.
9. Воспитанники изображают, например, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, распускающийся цветок, радость от подарка и т. д. ;
10. интонацией – произнесение отдельных слов и предложений с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно.
11. Одним из важнейших видов музыкальной деятельности является пение. Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико - фонематического слуха. Используются игры для развития слухового внимания и памяти, такие, как: «Угадай, на чём играю?», «Сыграй, как я!» и т. д.
12. Большое внимание уделяется голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Воспитанникам очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик и т. д.). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Дети учатся слушать свой голос, развивается интонационный и фонематический слух. Песня воспитывает, образовывает, придаёт уверенность в своих силах, раскрывает духовный и творческий потенциал детей. Она даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
13. Дети старшего дошкольного возраста имеют желание не только петь в хоре, в ансамбле, но и солировать, появляется истинная увлечённость пением. У воспитанников возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли.
14. Для воспитания творческой личности большое значение имеет музыкальное и игровое творчество. Оно оказывает на воспитанников коррекционное воздействие, развивает внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений.
15. Музыкальные игры с элементами драматизации позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания.
16. Начиная с младшей группы организуются несложные театральные постановки силами взрослых и старших дошкольников : театр Петрушки, «Репка», «Колобок», кукольные тематические спектакли для осенних, зимних и весенних развлечений.
17. В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются, и театральные постановки становятся более яркими, оригинальными, насыщенными. Воспитанники участвуют в постановке театрализованных представлений-сказок: «12 месяцев», «Лебединое озеро», «Лукуоморье», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Снежная Королева» и другими.
18. Постановка русской народной сказки на новый лад «Курочка Ряба» была представлена на районном фестивале детского театрального творчества и получила диплом 1 степени, а также на VI городском театральном фестивале 3+5 «Кузнецкая карусель», где была удостоена призом зрительских симпатий.
19. С пьесой-сказкой в традициях русского народного творчества «Непослушная Даша» воспитанники выступали на районном фестивале детского театрального творчества «Театр – мир детства», где получили диплом 1 степени, а также на VII городском театральном фестивале «Кузнецкая карусель», где стали лауреатами 1 этапа.
20. Силами воспитанников был поставлен клубочный кукольный спектакль по одноимённой русской народной сказке «Колобок». На районном фестивале детского театрального творчества «Театр – мир детства 2023» он был отмечен дипломом 1 степени.
21. Мюзикл «Репка» на новый лад завоевал 1 место в городском фестивале-конкурсе «Музыка детских сердец», а также отмечен дипломом 1 степени на районном театральном фестивале.
22. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
23. В процессе формирования театральной и речевой культуры у воспитанников значительно возрос интерес к музыкально-театральной деятельности. Они стали более артистичными, раскрепощёнными и с удовольствием участвуют в спектаклях, играх-драматизациях, выступают на праздниках и развлечениях.