Алла Пронина
Оптимизация игровых форм, приемов организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 2.
3. «Строим дом»
Данное пособие является полифункциональным и решает множество задач:
1. Развитие речевого дыхания.
2. Автоматизация сонорных звуков в слогах, словах и фразовой речи.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Формирование слоговой структуры слова.
5. Обогащение словарного запаса.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
8. Формирование основ грамоты.
Публикация «Оптимизация игровых форм, приемов организации логозанятий по устранению недостатков произношения сонорных звуков у детей с ФФН» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2013
Пособие изготовлено из картонных коробок разного размера. «Дом» состоит из основания («кирпичики», стен и крыши. Каждая часть здания решает определённые задачи, которые по желанию логопеда могут изменяться.
Ребёнку предлагается построить дом. сначала закладывается основа здания («кирпичики»). Необходимо найти каждому «кирпичику» свою пару:
I вариант: на одном «кирпичике» написан слог, нужно найти второй «кирпичик» - картинку, в названии которого имеется слог (например, Ра – ракета, Ро – перо, Ру – кенгуру)
Если ребёнок правильно подобрал «кирпичики», то ломаные линии у них совпадут (по типу «козла»).
II вариант: на одном «кирпичике» дана схема слова, где указано местоположение сонорного звука (в начале, середине или конце слова, нужно подобрать «кирпичик» - картинку, в названии которого данный звук стоит в нужной, позиции, например:
Для каждого слога или схемы можно подобрать несколько вариантов ответов.
Далее на основание дома надевается каркас – стены здания.
Дом имеет 2 этажа, с окнами и балконами. На балконах - лица детей (можно менять). На каждом этаже по 4 окошечка, в которые вставляются нужные картинки.
Задание ребёнку: отгадать, как зовут мальчика и девочку, стоящего на балконе по первым звукам предметов, находящихся в окнах, например:
Мальчик Торт Обруч Линейка Яблоко
(Толя) Т О Л Я
На одной из боковых стен находится лесенка, ведущая на крышу. Необходимо посчитать спрятанные на какой по счёту ступеньке спрятался «трудный» звук в слове и вставить соответствующую картинку напротив нужной ступеньки, например:
На второй, боковой, стене находятся балконы, на которых размещены животные или растения, обитающие в этом доме. Нужно к каждой картинке подобрать схему слова (обращается внимание ребёнка на количество слогов в слове и на ударение, например:
На одной стороне крыши на ниточках висят воробьи и голуби. Нужно сильной струёй воздуха сдуть их («улетели») (можно с помощью соломинки).
После «отлёта» птиц ребёнок видит перед собой кроссворд. Логопед предлагает ему разгадать кроссворд и узнать, кто же ещё прилетает на крышу нашего дома. Ребёнок слушает загадку и по картинке-подсказке определяет правильный ответ. Отгадку вписывает маркером в кроссворд.
Ответы: грач, стриж, ворон, снегирь, ласточка.
На другой стороне крыши наклеены буквы из разного материала. Нужно с помощью цифр отгадать, кто живёт на крыше.
Если ребёнок справляется с заданием, то открывается дверь чердака и появляется игрушка Карлсон, который предлагает игры на дифференциацию сонорных звуков.
4. «Дорожки»
Целью данного пособия является автоматизация и дифференциация сонорных звуков в связной речи.
Для этого были использованы тексты цепной организации, предложенные Т. Ю. Бардышевой.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.
Цвет рамочки отражает подчинённость единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек, что показывает взаимосвязь между ними. Стрелками в тексте обозначены глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данными предметом или лицом, они показывают связь между отдельными предложениями.
Подобные тексты со схемами используются при закреплении звуков в рассказах. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети рассматривают картинки к рассказу. Называют, что на них нарисовано, таким образом закрепляя звук, поставленный в словах, учатся различать его с другими сходными по произношению и звучанию звуками. Затем ребята слушают текст и по изображению в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).
Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать тексты.
Этапы работы с пособием:
1. Рассмотреть сюжетную картинку на одной из грани кубика.
2. Попросить ребёнка назвать всё, что он видит на картинке. При необходимости помочь ему правильно назвать предметы. Проговорить новые слова, объяснить их значение. Попросить назвать слова только с заданным звуком (Р, Л, Р’, Л’) («в каких словах спрятался звук Л?.»). при этом логопед контролирует, насколько правильно ребёнок произносит звуки.
3. Прочитать ребёнку рассказ.
4. Попросить назвать то, что нарисовано внутри первой рамочки на дорожке. Спросить, какие слова «зашифрованы» стрелками (чтобы было интереснее, предложить разгадать спрятавшееся «зашифрованное» слово).
5. Предложить соединить «слова» (картинки) словом–стрелкой и повторить предложение (попросить вместо слова-стрелки, используемого в рассказе, подобрать другое слово, подходящее по смыслу).
6. Предложить ребёнку попробовать пересказать весь рассказ.
7. Попросить ребёнка самого придумать рассказ по картинке, собрать дорожку
На обратной стороне дорожек расположены элементы зрительной гимнастики вкупе с автоматизацией сонорных звуков
Таким образом, практика реализации разработанного нами проекта как стратегии формирования правильного произношения сонорных звуков позволяет в полной мере осуществить индивидуально-ориентированный подход к речевой коррекции детей дошкольного возраста с ФФН и достигнуть обозначенной реальной стратегической цели.
•Было выявлено, что благодаря разумному сочетанию игровых методов и приёмов работы у детей экспериментальной группы фонематический слух и фонематическое восприятие развиты на высоком уровне. А вот у детей контрольной группы наблюдаются пробелы по данному разделу программы: Для детей контрольной группы свойственна такая особенность: нарушенные звуки поставлены, но в силу слаборазвитого фонематического восприятия, не сформированного фонематического анализа и синтеза продолжают неправильно произноситься в речи, процессы автоматизации и дифференциации «трудного» звука затягиваются. У детей экспериментальной группы данной проблемы не возникает.
Таким образом, если найти оптимальное сочетание игровых форм, методов и приёмов по устранению недостатков произношения сонорных звуков и системно использовать данный подход на индивидуальных логопедических занятиях, то это будет способствовать более качественному (продуктивному) устранению недостатков произношения звуков у дошкольников с ФФН, нашла своё подтверждение. Более того, можно сказать, что используемые в проекте игровые методы и приёмы способствуют не только более успешному исправлению «трудных» звуков, но и позитивно влияют на преодоление фонематических нарушений.
Пронина Алла Петровна, учитель-логопед I категории, руководитель логопункта. МБДОУ «детский сад комбинированного вида №77», г. Чита