Рита Филиппова
Определение связанной речи, основные виды связанной речи, какие педагоги раскрывают главные моменты
▼ Скачать +Заказ
Связанная речь.
Чтобы правильно говорить мы должны много читать, тогда наша речь будет красивой и понятной. На уроках МРР мы прошли немаловажную тему под название «Связанная речь».
Определение ее заключается в том, что Связанная речь – это отрезок речи, обладающий протяженностью, содержательностью, прочностью, точностью, логичностью, ясность и разнообразие.
Выделяют 2 вида связанной речи : это монологическая и диалогическая речь.
Публикация «Определение связанной речи, основные виды связанной речи, какие педагоги раскрывают главные моменты» размещена в разделах
В первую очередь мы должны ознакомить с диалогической речью, для нее характерны: реплики (речевые реакции, вопрос- ответ, знакомый предмет разговора. В диалогической речи мысль не развернута, речь неполная, разговорная лексика и кратковременное обдумывание, речь ситуативная.
Дошкольник осваивает хорошо речь через диалог, ученые выделили несколько особенностей:
- в раннем возрасте речь ребенка развита с практической деятельностью
- для детей 2-3 года, разговор со взрослым более привлекателен, чем слушать сказки
-для 3-4 после двух, трех вопросов, отказываются отвечать
- в 4-5 лет беседа протекает оживленно
- в 5-6 лет получают удовольствие от беседы
- в 6-7 лет инициатива переходит к ребенку
Также различают и выделяют несколько методов обучения диалогической речи. Это в первую очередь беседа – целенаправленное задание, подготовительный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
Значение беседы в том, что педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает интерес друг другу, особые значения раскрыли в своих работах Тихеева, Лерина, Радина, Короткова и др. ученые
Начать беседу можно по разному:
-обращения к детям.
-с чтения стихотворения
-с показа картины
-с загадки
-с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах и т. д.
Можно также использовать наводящие вопросы, часто вопрос задаваемый воспитателем возбуждает у ребенка свою цель, ассоциации.
Итак, я пришла к выводу, что диалогическая речь, очень важно для детей дошкольного возраста, т. к. они, разговаривая, развивают свою речь, умственные способности.
Следующий вид связанной речи – это моногическая речь, более сложный вид. Формирование связанного высказывания или по определению лингвисто, умение создавать текст.
А текст можно назвать речевым произведением, если он преобладает следующими признаками: цельность текста, структурное единство и коммуникативная целеустановка (основная мысль) и законченность.
Для того, чтобы текст был понятен и ясен преобладают связи текста : это последовательность- возникает своеобразная цепочка, параллельная – возникает, как бы, «пучок мыслей», цепная связь- лексический повтор.
При изучении монологической речи, ученые выделили фрагменты текста определенного типового значения, которые назвали типами речи (описание, повествование, рассуждение).
В первом случае рассмотрим описание- это тип речи, модель монолога, в котором перечисляются признаки объекта, описывают цвет, размер, объем, коллективное соотношение целого и частей и внутреннего качества: характер, увлечение, повадки, состояние и т. д.
В детском саду же учат описанию игрушек и натуральных предметов, и описанию картин.
Следующий тип речи, повествование- выражающий сообщение о развитиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собой. Она характерна динамичностью, наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности.
Обучают детей прежде всего над работой заглавием, затем над формированием умения строить высказывания в определенной композиционной форме.
Очень широко в детском саду применяются картины в обучении повествования.
Приемами обучения в ДОУ служат: вопросы воспитателя, коллективное составление рассказов, составление письма, образцы, план, словесное творчество.
И последний тип речи – это рассуждение, характеризуется логичностью, отношениями между входящим в его состав суждениями, образующие умозаключение, изложение в форме доказательства. В рассуждении всегда используются слова как, потому что, если что, поэтому и т. д. При обучении рассуждению Яшина и Семенов рекомендуют:
-разностороннее наблюдение за живой и неживой природой, речевые игры и упражнения
-чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением и рекомендуют пользоваться приемами как логические задачи, упражнения, речевые ситуации.
Таким образом, я пришла к выводу, что монологическая речь намного сложнее диалогической, развивая разным типам речи детей, мы способствуем формированию у них умственного развития.
Итог в том, что диалог и монолог взаимосвязаны, монолог вплетается в диалог и наоборот.