Галина Орехова
Описание системы работы педагога-наставника в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Ищите себе такого наставника, который уже добился того, о чём мечтаете вы. Ищите наставника, который уже стал тем, кем бы вы желали видеть себя»
РендиГейдж
Я, Орехова Галина Борисовна, работаю в дошкольном образовательном учреждении 10 лет. В должности воспитателя имею педагогический стаж 18 лет. В настоящее время имею высшую квалификационную категорию.
За годы работы выпустила из стен дошкольного образовательного учреждения не одно поколение детей.
Публикация «Описание системы работы педагога-наставника в ДОО» размещена в разделах
Детский сад сегодня - это сложный механизм, ищущий новые возможности, стремящийся к развитию, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общественности, отвечающий самым современным требованиям. И, конечно, сердцем этого сложного механизма является педагогический коллектив. В нашем дошкольном образовательном учреждении работает разновозрастной педагогический коллектив. К моей большой гордости, педагогический состав нашего дошкольного учреждения стремительно «молодеет».
Приходят молодые педагоги с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является положительным фактором в системе дошкольного образования. Но молодые воспитатели, приходя в ДОУ, получают нагрузки, ложащиеся на плечи с первых дней, часто пугают молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Ни для кого не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны.
Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе, но чтобы помочь молодому коллеге, нужно иметь большой «багаж» знаний и умений и конечно хороших результатов, побед своих воспитанников и своих. Я хочу немного рассказать о победах моих выпускников и своих личных за последние несколько лет. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах и достигают положительных результатов.
Метод проектной деятельности мне интересен и я стараюсь пополнять и расширять свои знания в данном направлении и в своей работе я использую его постоянно, это помогает моей работе с моими воспитанниками и их родителями. Первые проекты моих воспитанников были познавательно – исследовательские: «Почему осенью листья желтеют и опадают» - исследовательская работа Махота Кати, воспитанницы старшей группы. С этим проектом, мы приняли участие в Муниципальный этап XII регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» 2017- 2018год и заняли призовое место; «Вторая жизнь упаковки» Исследовательская работа Ефименко Артема и Мащенко Насти, воспитанников подготовительной группы. Этот проект тоже принял участие вМуниципальный этап XIII регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» 2018- 2019 год и заняли призовое место.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека, но не каждый человек знает историю своей семьи и поэтому утрачиваются семейные ценности, уважение к старшему поколению. Проект «Моя семья, мое богатство» исследовательская работа Максима Лазарева стал также участником вМуниципальном этапе XIY регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» 2019- 2020 год и заняли призовое место. Дима Карпенкопринял участие в конкурсе и стал победителем муниципального этапа XIY регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» в 2020- 2021 учебном году. И призером регионального конкурса.
(Приложение № 1).
За время своей работы была поощрена грамотами, дипломами и благодарственными письмами:
- 2021год награждена почетной грамотой призер муниципального этапа краевого конкурса проектов «Я – творец»;
- 2021год награждена, благодарностью главы муниципального образования Ейского района. За добросовестный труд, высокий профессионализм, личный вклад в систему образования Ейского района и в связи с профессиональный праздником.
- 2022год награждена дипломом Управления образования администрации муниципального образования Ейского района лауреат муниципального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель годаЕйского района – 2022».
(Приложение № 2).
Я, транслирую свой опыт работы, публикуя разработки мероприятий, методические рекомендации, консультации на своей страничке на сайте МААМ.
(Приложение № 3).
Принимаю активное участие в региональных и федеральных конкурсах, занимаю призовые места, за что получаю дипломы и грамоты.
(Приложение № 4).
Опубликовала свой опыт работы в сборнике : Материалы V межрайонной научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся» (г. Ейск, 19 октября 2020 г.)
(Приложение № 5).
Администрацией ДОУ мне было предложено стать наставником для молодого педагога, начинающего свою профессиональную деятельность. В моей жизни тоже был наставник, благодаря которому был выбран мой профессиональный путь. Своему наставнику я обязана преданностью и любовью к профессии, которую не променяю ни на какую другую сферу деятельности.
Прошло время, и я уже сама стала наставником для молодого специалиста.
На мой взгляд, из-за того, что знания накопительные и передаются из поколения в поколение, без наставничества никакая мудрость вообще невозможна. Мы берем знания, накопленные нашими предшественниками, прилагаем к ним то, что узнали сами, передаем дальше. Это- главная суть прогресса.
Особенностью труда начинающего воспитателя является то, что он с первого дня работы имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и воспитатели с большим стажем. От него ожидают безупречного профессионализма родители, коллеги, администрация ДОУ. Вхождение работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Это означает приспособление молодого педагога к рабочему месту, к работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.
И моя задача адаптировать молодого специалиста в новом коллективе и сделать так, чтобы он не разочаровалась в выбранном пути.
Наша работа является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект - субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Моя подопечная Михальчук Виктория Руслановна получает знания, повышает свой профессиональный уровень, развивает навыки, умения и собственную профессиональную карьеру, но для того что бы все проходила равномерно, результативно, я правила анкетирование с Викторией Руслановной и уже на основании этой работы она стала выстраивать конструктивные отношения со мной, педагогическим и родительским коллективом. Я в свою очередь развиваю свои деловые качества. В процессе взаимного обучения повышаю свой профессиональный уровень, самосовершенствуюсь и стараюсь быть в тренде современных педагогических тенденций, выступает на конференциях молодых специалистов, делиться опытом работы в области проектной деятельности. Были разработаны краткосрочные проекты: «Чудо-пластилин», «Волшебство снега и льда», «Моя семья».
(Приложение № 6).
Виктория Руслановна, поразила меня своей энергией, огромным желанием учиться и работать. Она с желанием шла на контакт, не боялась спрашивать, задавать вопросы на различные темы и педагогические ситуации. С самого начало было понятно, что воспитатель выбрал правильный путь и находится на своём месте. Видя её старания, любовь к детям я всё больше уважала свою подопечную.
Цель моей работы в качестве наставника:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее легкую адаптацию молодого специалиста в коллективе.
2. Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.
3. Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями.
С учётом профессиональных потребностей молодого специалиста я выделила для себя следующие роли педагога наставника :
- наставник «Проводник» (вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 40 %);
- наставник «Консультант» (вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 40 %);
- наставник «Защитник интересов» (вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 10 %);
- наставник «Кумир» (вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 5 %);
- наставник «Контролёр» (вклад наставника в профессиональное становление молодого педагога составляет 5 %).
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
-НЕ приказывать;
-НЕ угрожать;
-НЕ проповедовать;
-НЕ поучать;
-НЕ подсказывать решения;
-НЕ выносить суждений;
-НЕ оправдывать и НЕ оправдываться;
-НЕ ставить «диагноз»
Молодой специалист – Михальчук Виктория Руслановна в своем профессиональном становлении прошла несколько этапов:
I этап- период адаптации:
Ступени развития Формы работы Результаты
Ознакомление с регламентом работы и с
правилами внутреннего распорядка Экскурсия по учреждению, ознакомление с сайтом ДОУ Соблюдение режима работы и внутреннего распорядка ДОУ
Составление планов профессионального развития;
Помощь в изучении нормативных документов Анкетирование, беседа, разработка памятки, оказание помощи в работе с документацией Планирует свою работу в соответствии с требованиями и инструкциями
Организация помощи в работе с документацией педагога ДОУ :
Разработка РП воспитателя
(мониторинг, планирование, составление технологической карты образовательной деятельности и индивидуального маршрута) Консультации
Инструкции
Мастер-классы
Изучение литературных источников
Посещение открытых занятий Введение документации в соответствии с требованиями
Диагностика уровня профессиональных затруднений молодого специалиста Анкета изучения трудностей в работе педагога
Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства
Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого специалиста
Анкета «Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»
Анкета «Оценка профессиональной направленности личности воспитателя»
«Методика решений педагогических ситуаций»
IIэтап- основной (проектировочный). Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе.
Ступени развития Формы работы Результаты
Внедрение инновационных технологий
Помощь в планировании работы с детьми в режимные моменты Изучение опыта работы коллег ДОУ
Деловые игры
Мастер-классы
Вебинары
Помощь в подготовке и проведении мониторинга Изучение инструментария диагностических материалов Наблюдение за детьми и анализ продуктов деятельности
Помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития детей Консультации специалистов ДОУ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Участие в методической деятельности ДОУ Диспуты, проведение семинаров -практикумов Участие в педсоветах, семинарах практикумах
За год работы молодой педагог показал результаты в профессиональной деятельности, как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Участие молодого специалиста Михальчук В. Р. в трансляции опыта работы на муниципальном уровне
№
п/п Название мероприятия Результат
1. В рамках Недели молодых специалистов открытый показ НОД по теме: «Составление и решение задач» Справка-подтверждение МКУ ИМЦ от 30.03.2021 г. №323
2. В рамках Недели молодых специалистов, тема выступления на районном методическом объединении «Роль дидактических игр в развитии младших дошкольников» Справка-подтверждение МКУ ИМЦ от 12.04.2022 г. № 165
3. В рамках Недели молодых специалистов, тема выступления на районном методическом объединении «Организация работы по проектной деятельности со старшими дошкольниками как одно из условий развития у них познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей» Справка – подтверждение МКУ ИМЦ от 12.04.2022 г. №159
4. Открытый показ игровой – ситуации ОО «Познавательное развитие» ФЭМП для детей подготовительной группы «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Совершенствование навыков счета со сменой его основания» Положительный отзыв со стороны наставника и коллектива ДОО
5. Участие в конкурсе ХIII международной акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне» Диплом, май 2022 г.
Новизна моей работы заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей молодого специалиста к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов совместно с молодым педагогом мы разработали индивидуальный и перспективный план работы.
(Приложении №7).
Профессиональное становление молодого специалиста проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации профессиональной деятельности. С этой целью были разработаны совместные проекты :«Что помогает нам быть сильными и здоровыми», «Мамины игрушки». Так же были проведены открытые занятия, мастер- классы, тематические праздники и развлечения, родительские собрания. Мероприятия с элементами квеста По следам сказочных богатырей» для детей подготовительной к школе группы, Виктория Руслановна представила родителям и гостям ДОУ. Удовольствие получили не только ребята, но родители воспитанников. Был отмечен высокий уровень знаний детей и профессионализм воспитателя. (Приложение №8)
На своих занятиях и праздниках моя подопечная с интересом и увлеченностью использует инновационные формы и методы. Она с легкость работает с интерактивной доской, привлекая и своих ребят. На начальном этапе мы совместно создавали интерактивные презентации, теперь Виктория Руслановна справляется уже самостоятельно.
(Приложение № 9)
На сайте ДОУ создали личную страничку молодого специалиста, Михальчук Виктории Руслановны, где транслируем достижения и опыт работы.
Отношение с наставником во многом похожи на отношения с родителем - это тоже разновидность привязанности, там подразумеваются защита и забота со стороны старшего и безоглядное следование со стороны младшего. Эти отношения очень эмоционально значимы, наши лучшие учителя навсегда занимают место в нашем сердце, и мы рады видеть их успехи и достижения.
Таким образом, хочется отметить, что молодой специалист, Михальчук Виктория Руслановна успешно прошла адаптационный период и продолжает свою профессиональную деятельность в ДОУ.
(Приложение № 10).
Каждому наставнику нужно помнить слова немецкого педагога Адольфа Дистервега : «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Помогите молодому педагогу найти свою истину и полюбить профессию воспитателя! В этом заключается наша роль….