Наталья Алкеева
Описание системы инновационной работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Публикация «Описание системы инновационной работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе.
Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.
Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.
Задачи:
1. Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.
2. Формирование знаний о живой и неживой природе.
3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем городе.
Почему эта проблема заинтересовала меня?
1. Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, городу, а значит, и бережное отношение к природе.
2. Полноценное воспитание дошкольника происходит эффективнее в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу.
3. Противоречие между экологическими знаниями детей и возможностью применения знаний в действительности. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в дошкольниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности дошкольников - убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт детей.
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л. А. Вержбицкого и С. П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Кроме того были утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года №655 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предусматривают часть программы, формируемой участниками образовательного процесса. В рамках реализации ФГТ мною была разработана дополнительная рабочая программа «Матушка природа» (приложение 1). Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента. Экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от средней группы до подготовительной к школе групп.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших дошкольников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение детского сада, уход за цветниками, шефство над огородом, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и т. д.
Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников. В рамках обобщения опыта работы составлены методические рекомендации по работе с дополнительной программой «Матушка природа» (приложение 2).
В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила : наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, проектно-исследовательскую деятельность, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Безусловно, всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Мною оформлен практический материал для работы с детьми «Методическая ракушка» (приложение 3). Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала. Однако для эффективной работы необходима предметно-развивающая среда экологического содержания. Экологическая развивающая среда в группе детского сада насыщена наглядными пособиями (альбомы, наборы картин, муляжи, модели, атласы, энциклопедии, дидактические и настольные игры и пр.); имеется уголок природы, ежедневно ведётся календари природы. На участке детского сада выращиваются садовые (уголок сада - яблоня, вишня, груша, лесные (уголок леса - ель, рябина, береза, огородные растения; разбиты цветники; создана «экологическая тропа».
В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, наполняется и совершенствуется информационная среда. В результате работы над этой проблемой был создан экологический паспорт своей группы (приложение 3). Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним.
Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями: почему так говорят? Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Некоторые методические разработки по работе с родителями представлены в приложение 4.
Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.
Два раза в год планирую и организую проектную деятельность.
В связи с этим я разработала проект «Зеленые спасатели» (приложение 5)
Обязательным условием эффективности работы экологического образования является мониторинг. Диагностика, разработанная мною по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста, состоит из ряда заданий (приложение 6)
В результате проведенной работы дети старшего дошкольного возраста получили представления (начальная форма знания) об условиях, необходимых для жизни растений, животных, человека; о гуманном отношении к природе; элементарные навыки и умения взаимодействия с природой. Об осознании собственной принадлежности к миру природы свидетельствуют результаты диагностики по методикам Т. В. Христовской и Л. С. Игнаткиной «Рост и развитие живых организмов», А. М. Федотовой «Многообразие животного мира» (приложение 7).
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Предлагаемый опыт может быть использован при организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах, дополнительном образовании, дошкольных группах при школах. Я уверена, что мой опыт поможет в работе молодым педагогам, а опытных коллег натолкнет на более совершенные творческие решения.