Вероника Теплоухова
«Развитие звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский)
Целью своей педагогической деятельности определила воспитание звуковой культуры речи дошкольников в игровой деятельности посредством пальчиковых игр и упражнений.
Исходя из поставленной цели поставила задачи: развивать речевое дыхание, темп речи, мелкую моторику рук, обучать правильному произношению звуков, слов.
Публикация «„Развитие звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии. Философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.
Целенаправленное обучение звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений позволяет обеспечить нужное количество звуковых повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию.
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов-драматизаций с игрушками, рассказов педагога с включением высказываний детей, наглядного материала, образцом педагога, игровых приемов.
Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.
Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов и особенно звуковой культуры, играют формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Таким образом, тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции : речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет на развитие детской речи и исправление ее дефектов. Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию у ребенка правильного воспроизведения звука на слух, на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т. п. Большую роль в этом процессе играет эффективное взаимодействие с родителями. Именно активное и интенсивное общение с ребенком, особенно совместные игры, гарантирует успешное воспитание звуковой культуры речи.
Успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются : полноценная речевая среда, языковые нормы взрослых, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности.
Разработано несколько видов пальчиковых игр и упражнений для воспитания звуковой культуры речи :
- речевое сопровождение упражнений с крупой и зернобобовыми;
- речевое сопровождение игр с предметами разного размера, формы, качества;
- речитативы при работе пальчиками;
- народные игры-забавы, потешки при работе пальчиками;
- чтение стихов с манипуляциями пальчиками;
- пальчиковая гимнастика;
- игры, упражнения с прищепками.
Перспективное планирование разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, с опорой на методику О. С. Ушаковой.
В группе проводились игры и упражнения соответственно возрасту. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводились в игровой форме, для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Был использован большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, соленое цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, прещепки, наглядные картинки и т. п., который использовался в различных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий.
Целенаправленная педагогическая работа проводилась с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного месяца.
По истечению 6 учебных месяцев провела промежуточный мониторинг:
Подтверждение уровня достижений воспитанников и уровня профессионализма и педагогического мастерства
Позитивная динамика качества образования
воспитанников за 6 месяцев.
Уровень достижений воспитанников по «Программе воспитания и развития в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Учебный год
Разделы
программы Сентябрь
2013 уч. год
1 мл. группа Февраль
2014 уч. год
1 мл. группа
Социально-личностное
развитие ВУ : 14%
СУ: 47%
НУ: 39 % ВУ: 22%
СУ: 57%
НУ: 21 %
Познавательно-речевое развитие ВУ : 11%
СУ:31 %
НУ:58 % ВУ: 19%
СУ: 40%
НУ: 41%
Художественно-эстетическое ВУ: 19%
СУ: 40%
НУ: 41% ВУ: 25%
СУ: 49%
НУ: 26%
Физическое развитие ВУ :17%
СУ:52%
НУ:31% ВУ:49%
СУ:36%
НУ:15%
Успешным условием воспитание звуковой культуры также явилось включение родителей дошкольников в этот процесс. Проводилось родительское собрание в 1 младшей группе на тему: «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-3 лет», где была представлена программа с планированием заданий на учебный год. Родителям в индивидуальном порядке были представлены данные исследования уровня звуковой культуры речи первичной диагностики детей, с целью оказания помощи в данной педагогической работе. Роль родителей заключалась в том, чтобы способствовать повышению уровня звуковой культуры речи : контролировать речевое дыхание, темп речи, правильное произношение звуков и слов, развить мелкую моторику рук.
Велись тематические беседы, индивидуальное общение с родителями, консультации на темы: «Как малышу произносить звуки», «Артикуляционная гимнастика для малышей», «Мастерская пальчиков» (1 младшая группа); «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Словесные игры», «Разговорчивые пальчики», «Для чего нужны пальчиковые игры и упражнения», «Гимнастика для пальчиков». Основным рабочим материалом для эффективности результата воспитания звуковой культуры речи предлагались задания, которые представлялись в форме игр и игровых упражнений, интересные для детей и доступные для объяснения родителям.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые будут мной решаться на протяжении всей моей деятельности по направлению.
Библиографический список
1. https://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
2. https://biofile.ru/chel/3103.html Биофайл. Научно-информационный журнал.
3. https://www.maam.ru.html
4. https://www.baby.ru/
5. https://allforchildren.ru/
6. «Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.
7. «Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
8. «Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
9. «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
10. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» - Калинина Т. В. Издательство «Развитие дошкольника» 2011 г.