Баязитова Маргарита
Оперативный контроль в ДОУ в летний оздоровительный период
▼ Скачать + Заказать документы
Летний период является наиболее благоприятным для проведения оздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками. В процессе подготовки к летней оздоровительной работе в детском саду составляется и утверждается план работы на летний период, а также план оперативного контроля.
Оперативный контроль предполагает сбор количественных данных, которые не требуют продолжительных наблюдений, но в тоже время показывают, насколько осуществляется тот или иной вид деятельности.
Публикация «Оперативный контроль в ДОУ в летний оздоровительный период» размещена в разделах
Он направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Оперативный контроль может быть плановым и внеплановым. Внеплановый контроль проводится для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей воспитанников или других граждан.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
• следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
• контроль необходимо планировать;
• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
• контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется своевременно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
• необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
• контроль и его итоги должны быть гласными;
• контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
Проведение оперативного контроля в ДОУ может иметь следующий алгоритм:
1. определить цель проверки и объект;
2. разработать план контролирующих действий;
3. собрать информацию (для этого задействуют сотрудников, педагогов, воспитанников и других лиц, которые могут быть полезны);
4. анализ полученных данных (изучение документации, обработка полученных материалов, заполнение карточек опросов, обсуждение результатов на педсовете);
5. разработка рекомендаций, которые необходимо представить коллективу, обсудить методы и способы их реализации;
6. провести повторный контроль выполнения предоставленных рекомендаций.
В летний – оздоровительный период оперативный контроль может проводиться по разным направлениям деятельности ДОУ: воспитательно-образовательный процесс, соблюдение санитарно-гигиенических требований,
организация питания, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.
Ежемесячно планируют 4-6 вопросов по оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.
Вопросы, которые подлежат контролю в ДОУ в летний период, могут быть следующего характера:
Подведение итогов конкурса готовности участков к летнему оздоровительному сезону;
• Организация закаливающих мероприятий в летний период;
• Двигательная активность детей в расписании дня;
• Организация игр с песком и водой;
• Организация детского изобразительного творчества;
• Работа педагогов по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения,
• Организация с детьми подвижных игр и элементов спортивных игр в режиме дня;
• Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий;
• Закрепление знаний детей о животном мире, растительном мире и неживой природе.
• Соблюдение режима проветривания
• Проведение развлечений
• Содержание природных уголков
• Оборудование для сюжетно-ролевых игр
• Организация питьевого режима
• Организация и проведение гимнастики пробуждения после дневного сна
• Организация и проведение утренней гимнастики
По каждому виду контроля составляется карта оперативного контроля, в которую вносятся результаты. В картах по каждому из предоставленных критериев проводится оценивание, при этом ставиться высокая оценка (+, средняя (+/-) и низкая (-). По результатам всех критериев выносится итог: БЗ- без замечаний, С-собеседование, ПК-повторный контроль. А также вносятся выводы и рекомендации по итогам контроля.
Итоги оперативного контроля по всем группам вносятся в экран оперативного контроля, где наглядно видны результаты. Экран контроля составляется ежемесячно и вывешивается в информационном уголке. Экран может быть представлен в таком виде (слайд)
К основным формам и методам оперативного контроля можно отнести :
1. Анализ документации
2. Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
3. Просмотр групповых помещений
4. Анализ документации
5. Анализ детских рисунков, продуктов деятельности детей.
6. Посещение занятий и других форм работы с детьми
7. Наблюдение
8. Анкетирование
9. Смотр -конкурс
Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.
Оперативный контроль проводить может не только старший воспитатель, но и специалисты детского сада:
Заведующий ДОУ;
заведующий хозяйством;
медицинская сестра.
Если контроль проводится постоянно, то он воспринимается как норма. Но не всегда контроль приносит ожидаемые результаты. В таких случаях проводятся беседы с сотрудником, выясняется причина ошибок, предлагается методическая помощь, проводятся индивидуальные консультации и повторный контроль.
Таким образом, оперативный контроль дает возможность правильно организовать деятельность дошкольного заведения, вовремя определить недостатки в работе либо определенные трудности, которые необходимо исправить. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.