Ирина Кунавина
Консультация «Охрана жизни и здоровья детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, А также следует отметить преобладание бытового травматизма у детей до 7 лет. Причин сложившейся ситуации множество. Поэтому хотелось бы мне поднять тему: «Охрана жизни и здоровья детей», поделиться со своим опытом.
Работы с детьми всегда очень много. И конечно же много работы у воспитателя. Я не только должна обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот укрепилось и улучшилось.
Публикация «Консультация „Охрана жизни и здоровья детей старшей группы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Мы, воспитатели, сотрудники детского сада всё делаем, чтобы сохранять жизнь и здоровье детей.
Основная задача охраны жизни и здоровья детей - снижение заболеваемости у детей и чтобы не было травматизма.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические мероприятия: кварцевание групп в холодное время года, витаминотерапия, щадящее закаливание, ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия;
- большое внимание уделяется соблюдению режима дня,
- режима питания;
- организации прогулок на свежем воздухе,
- сон
- воспитанию формирования культурно-гигиенических навыков, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья.
- Медицинскому воспитанию, т. е своевременное посещение врача. Прививки.
- соблюдению воздушного режима в группах. Проводится сквозное проветривание группы и спальни, когда дети на прогулке; влажная уборка; которые осуществляются младшим воспитателем.
Начну всё по порядку:
Приём детей провожу на улице, исключением ветреной, дождливой и морозной погоды, визуально осматриваю детей.
Приучаем детей систематически выполнять культурно-гигиенические действия, правильно и быстро. После улицы дети обязательно моют руки.
Для выработки навыков дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком, своей расчёской и т. д.
Воспитатель или помощник воспитателя, для безопасности детей, находится в умывальной комнате, наблюдает за поведением детей, а также напоминает, что воду с рук обязательно надо стряхивать над умывальником, а не капать на пол, иначе можно поскользнуться.
В процессе работы появилось понимание у детей, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, не было микробов на них. Объясняю, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Да, многие дети плохо ещё вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. Использовала такие приемы, как показ, индивидуальное объяснение, непосредственная помощь, поощрение. «Мыть ручки надо старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. В младших группах используются потешки, похвала. В старших группах - познавательные беседы: «Моем ручки перед едой, после улицы, после туалета», «Для чего мы чистим зубы?», «Уход за собой».
Подвожу детей к пониманию того, что соблюдение чистоты своего тела важно и для охраны и здоровья окружающих. При чихании и кашле закрывать рот и нос платком, если заболел не ходи в садик.
Дети часто не могут объяснить причину своего недуга, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Поэтому стараюсь с детьми быть на одной волне, чтобы они не стеснялись меня и обращались ко мне при возникновении ощущения плохого самочувствия (болит голова, стреляет ухо, хочется пить, облился, ударился, упал, ушиб ногу и т. д.).
Ежедневно инструктором детского сада по физкультуре проводится утренняя гимнастика, музыкальным руководителем – ритмика, после основной гимнастики проводится пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, ушей, артикуляционного аппарата, а также гимнастика после сна. Объясняю детям, что сильный человек не тот, который умеет драться и задираться, а тот, который свою силу может применить для улучшения своего здоровья, занятиями спорта.
Во время наблюдения и ухаживания за комнатными растениями, отмечаю о пользе комнатных растений, которые подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов воздухе, «Кашлянул, в группе появились бактерии, которых мы не видим, в тепле они размножаются, но боятся холода, чеснока. Чтобы не болеть гулять надо больше, а группу чаще проветривать, есть чеснок, укроп и лук.
До приёма пищи сотрудники группы следят за качеством посуды, своевременно заменяют её. Во время еды, следим за осанкой детей, терпеливо, многократно обучаем детей культуре поведения за столом, кушать молча, чтобы не подавиться, вытирать салфеткой рот после еды. Чтобы дети лучше кушали, рассказываю о пользе продуктов, которые мы едим: «Витамины в нашей жизни»; «Овощи и фрукты», «Наши повара лучше всех готовят». Проводятся д/игры. А также рассказ о вреде конфет, шоколада, чипсов, пепси – кола, особенно в большом количестве, эти продукты разрушают зубы, они болят. Зимой с питанием, делаю оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение (Вместе супом - «Волшебная приправа» – чеснок, укроп, лук – выращиваем сами).
В процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в непосредственно образовательной деятельности. Особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, с бумагой, стройматериалом, природным материалом, в творческой деятельности; где используются ножницы, (выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя). Дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного поведения, безопасного обращения с различными предметами. Все опасные предметы в группе находятся вне зоны досягаемости для детей (иголки, нитки кнопки стиплеры и т. д.).
Не применяю спички в качестве материала для детских поделок. Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами строго запрещено.
Ребенок попадает в различные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы научить детей личной безопасности и в соблюдении правил в быту или в других экстремальных ситуациях, использую на занятиях убедительную информацию, которая бы заставила ребят думать, рассуждать, делать правильные выводы. Также использую в практике неожиданные смешные моменты, которые ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Занятия строятся на интеграции, на разных видах деятельности, чтобы дети не переутомлялись. Также используется наглядный материал. Д/и. Приводятся примеры из сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса». Обыгрываются с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет», «Хочешь руль покрутить?», «Я отведу тебя к маме.»
Вовремя занятий проводятся физкультминутки. Это улыбки, радость от того, что во время серьёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями.
В сентябре месяце этого года была запланирована неделя безопасности. Дети знакомились с правилами поведения на улице, с правилами дорожного движения. Закрепляли представления детей о предназначении светофора. Обговаривались различные ситуации представляющие опасность здоровью и жизни детей. «Игры с мячом у дороги», «Катание с горки на санках у дороги», используя иллюстрации. Состоялась общесадовская встреча с инспекторами гражданской автоинспекции.
В режимных моментах закрепляются темы «Здоровый ребёнок», например: при одевании на улицу проговариваю «Как важно научиться одеваться последовательно «Сперва одеваем и обуваем ножки, а затем кофты, чтобы не стоять разутыми на полу и не потеть, когда надета куртка, а сапоги только надеваем». «Завязывайте хорошо шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Заправляйте кофточки в штанишки, чтобы ветерок «озорник» не смог проникнуть к вам под рубашку.
Перед прогулкой, как выйти из группы, с детьми проводится небольшая инструкция «Как спускаться по лестнице», ходить по коридорам. Так же информирую о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях.
В целях охраны здоровья детей в детском садике, приводится в порядок участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно проверяются отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Проверяется состояние уличных игрушек. Оборудование на участках детского учреждения надежно и устойчиво закреплено, нет опасных для детей предметов (гвоздей, досок, стекла и т. д.).
Чтобы ребёнок не успел переохладиться, перед тем как заходить в группу, провожу подвижные игры. Показываю приемы и упражнения на формирование и сохранение правильной осанки.
… Вовремя подвижных игр имитируем упражнения: движения в образе (прыгаем как зайчики; бегаем, как лисичка; идём, как мышки, как девушки с кувшином на голове; по моему показу – показываю, как изобразить животное, какой-либо предмет, героя. Дети любят такие упражнения.
Так как животные окружают нас повсюду объясняю детям, что кормить бездомных собак и кошек можно, но нельзя их трогать руками, потому что каждое животное обладает своим характером, поэтому игры с животными могут привести к травмам и укусам.
Во время прогулки, в летний период, следим, чтобы у ребёнка был головной убор, соблюдаем питьевой режим, поливание участка. В зимний период следим, за тем, чтобы не было переохлаждение детей.
По формированию здорового образа жизни является на мой взгляд, воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой.
В группе, пока, существуют споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Т. к. я веду кружок «Добрый мир вокруг нас». Мне приходиться постоянно работать над тем, чтобы научить детей выходить из конфликтной ситуации не доходя до силового решения. Воспитывать доброжелательность между детьми. Всегда разбираем причину ссоры и находим способ решения конфликта. Для профилактики возникновения конфликтов проводятся сюжетно ролевые игры, беседы, драматизации, чтение книги на данную тематику
Иногда специально поставлю детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очередность, помочь другому. Давала задания, «Сделать доброе дело». По началу дети не знали где найти это доброе дело, а сейчас свободно оказывают друг другу помощь, поддержку, предлагают воспитателю свою услугу. Даже Лёва стал понемножку меняться в лучшую сторону, старается меньше драться, помогает убирать листву с участка, держит входную дверь, чтобы дети свободно вышли из помещения на улицу, помогает соседу застегнуть пуговицы вовремя одевания. Дети напоминают друг другу о правилах общения; «не дам тебе игрушку, потому что не сказал слово «пожалуйста». Бывает, что дети сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение. По тихонечко, но создаётся доброжелательный детский климат в группе.
Если я вижу, что дети эмоциональны тут же провожу д/игры на выплеск эмоций – «Пальчик о пальчик», «Минутка шалости» - под бубен, дети прыгают, «Стоят на ушах», кричат – это всё разрешается, но не разрешается толкать друг друга, выходить из круга. После минутки «шалости» должна быть минутка «тишины» - смена эмоций.
Учитывая возрастные особенности, мебель в группе двух размеров в соответствии с ростом детей. Чтобы дети сами могли отыскать свой стул и стол соответствующий их росту, на мебели обозначена цветная маркировка.
Игрушки у нас безвредны для здоровья детей, легко поддаются очистке и дезинфекции; В случае сломанных игрушек происходит изъятие их;
Наиболее гигиеничны резиновые и пластмассовые, менее гигиеничны мягкие игрушки. Добились результатов: дети перестали приносить домашние игрушки в группу. Игрушки ждут своих хозяев в шкафчиках.
Очень важно обеспечить детям глубокий, здоровый сон, комфортность при их пробуждении. После сна в группе проводится гимнастика для пробуждения, дыхательная гимнастика, самомассаж и закаливающие мероприятия: После дневного сна провожу воздушные процедуры - закаливание (при t 17-18 С, без маек - хождение по спальной группе босиком, а также по массажным коврикам. Увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера.
Главными союзниками в нашей работе по охране жизни и здоровья детей
являются родители. В своей работе с родителями не диктую, как им поступать, но ненавязчиво разъясняю те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждаю родителей в том, что многое можно предотвратить. Конечно же необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка. Обсуждение провожу не при широкой аудитории, а в индивидуальной беседе. Также оформляются стенд с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняются в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью. Оформлен стенд «Наши спортсмены». Знакомлю родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями. Привлекаю родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха Краеведческий музей г. Долгопрдного, - 4октября, участие мам и пап в проведении детских праздников.
Но, главное, на что направлена моя работа с родителями – это показать, что без их участия не смогу добиться хороших результатов, потому что только они являются самым ярким примером для своих детей.