Евгения Макашова
Огород на окошке «Чудо-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с патриотическим воспитанием человека. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, бережному отношению к родной природе.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. А для формирования любви к Родине, нужно начинать с самого малого, например, любви ко всему живому, что тебя окружает.
Публикация «Огород на окошке „Чудо-огород“» размещена в разделах
В нашей группе мы организовали и провели долгосрочный познавательно-исследовательский проект, направленный на приобщение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Участники проекта:
- педагоги группы;
- родители воспитанников;
- дети.
Продолжительность проекта: 6 месяцев (с марта по сентябрь).
Актуальность нашего проекта заключается в том, чтобы познакомить детей с ростом и развитием растений, вырастить в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства и взаимосвязь окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная наша задача состояла в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Цель проекта заключалась в том, чтоб расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Обогатить знания детей об окружающем мире, через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность. Развивать умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Сформировать основы экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в проектную деятельность.
Развитие детей осуществлялось в разных направлениях: познавательном, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, речевом развитии.
Основные принципы нашей работы это:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Кемеровской области.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Ожидаемые результаты в процессе осуществления проекта у детей:
- закрепление и расширение знаний детей о родном крае, культурных декоративных и огородных растениях Кемеровской области, духовно-нравственное воспитание дошкольников;
- экспериментальным путем, через наблюдения и уход за растениями выяснить, как из семян появляется всход, росток, растение. Растет, цветёт и вновь даёт семена, плод;
- формирование разносторонних знаний о растениях и зелени;
- возрастание речевой компетенции;
- умение отвечать на вопросы, делать простейшие выводы;
- развитие познавательных и творческих способностей.
В свою очередь для родителей:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- развитие творческого потенциала.
Для педагогов это повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Проводилась предварительная работа:
- ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта;
- приобретение семян, контейнеров, земли;
- сбор коллекции семян;
- выставка книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях: овощах, цветах организованная с помощью родителей;
- подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта;
- рассматривание иллюстраций, картинок, открыток;
- раскрашивание картинок «Овощи», «Цветы».
В результате проделанной работы получили следующие результаты:
- познакомили детей с культурными растениями: овощными и декоративными, необходимыми условиями для роста и развития этих растений;
- сформирован интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
- познакомили детей с многообразием посевного материала;
- продолжили воспитание бережного отношения к растительному миру; уважительному отношению к труду других людей;
- в группе создан огород на подоконнике;
- родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород, украсим нашу Землю»;
- организовали высадку рассады на клумбу, в огород; наблюдение за развитием растений; уход: полив, прополка.
В итоге нашей работы появилась цветочная клумба, мини огород : горох, арбуз, тыква; заготовка семян для посадки в следующем году.
Данный опыт был представлен на межрегиональном конкурсе Центров природы и экологии "Огород на подоконнике", организованным «Научно-методическим центром» г. Кемерово и был награжден дипломом третей степени.
Рекомендации родителям:
Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет совместно с родителями, поэтому роль естественных ситуаций дома очень важна для развития ребенка в данном направлении.
Чтение детской литературы по экспериментально – исследовательской деятельности.
Активно использовать сказочные сюжеты, подвижные игры, т. к. эти методы работы позволяют детям изучить различные процессы преобразования.
Рекомендации педагогам:
Оснащение групп мини-лабораториями в соответствии с возрастом детей, задачами работы, приоритетными направлениями, проектными целями, интересами участников образовательных отношений.
В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.