Людмила Модестова
Огород, как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Огород – как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника.
Слайд №1
Я хочу поделиться опытом своей работы по созданию огорода на территории ДОУ. Огород – средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника.
Публикация «Огород, как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям.
В связи с этим, важным представляется создание развивающей экологической среды. Создание стационарной развивающей экологической среды ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
«Экологическое пространство» - это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющая определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными из них являются групповые уголки природы, зимний сад, огород. В нашем детском саду огород работает уже третий год. Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, живым общением с природой, наблюдением и практической деятельностью по уходу за растениями.
Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.
Совместная деятельность на огороде детского сада может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.
Слайд №2
В нашем детском саду инновационной деятельностью является исполнение методов проектов. Мной был разработан проект для детей от 3-х до 7-ми лет. Он рассчитан на четыре года. Мы поставили перед собой цель: создание условий для познавательного развития детей в экологическом воспитании.
Слайд №3
Задачи проекта:
-Расширять представления о растительном мире;
-Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
-Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать; выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
-Воспитывать любовь к природе и умение правильно вести себя в природе;
-Приобщать детей к выращиванию растений на огороде.
Слайд№4
Принципы, которые положены в основу работы:
1. Принцип краеведения; изучение природы родного края.
2. Принцип природосообразности;
3. Принцип научности и доступности понятий; первоначальные представления углубляются, переходя в понятия, которые формируют знания.
4. Принцип «спирали»; дети идут по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия от простого к сложному.
5. Принцип междисциплинарности и интеграции содержания. Соединить в одно целое всю воспитательно – образовательную работу.
Слайд № 5
Создавая проект,я, конечно же, рассчитывала на следующие результаты.
(Обратите внимание на слайд)
Учитывая особенности возраста детей при организации работы детей на огороде, можно использовать разнообразные виды работ.
Слайд № 6.
1. Поливка.
Поливкой занимаются все дети, но необходимо, чтобы были вёдра и лейки; малышам воду подносят взрослые.
Слайд № 7
2. Прополка.
Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.
Слайд №8
3. Обработка почвы.
Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна только детям старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами.
Слайд № 9
4. Подкормка растений.
Подкормку растений нужно проводить с детьми только старшего дошкольного возраста. Дети должны знать о значении подкормки. Лучше эту работу проводить подгруппами.
Слайд №10
5. Сбор урожая.
Сбор урожая – самый радостный период. Много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи должны собирать обязательно дети. Сбор урожая проводят дети всех групп.
Слайд №11
6. Посев семян.
Сеять семена могут дети всех групп.
Слайд №12
7. Высадка рассады и пересадка растений.
Самостоятельно высаживать рассаду капусты. Помидор могут только дети подготовительной группы.
Слайд №13
8. Рыхление.
Рыхление проводят дети старшей
Слайд№14
9. Организация наблюдений.
Дети не все могут увидеть сами, и многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться. Поэтому воспитатель должен тщательно продумать как тематику. Так и организацию наблюдений.
Цель их – хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойством и качеством.
Слайд №15
Работа над проектом невозможна без участия родителей. Проводили конкурс салатов по номинациям: самый вкусный, самый красивый, самый смешной, самый быстрый. Проводили презентацию овощей, пикник с овощами и т. д.
Я придумала следующие формы работы с родителями, которые вы можете увидеть на слайде.
В результате реализации проекта:
а. Повысился уровень экологических знаний, познавательной активности детей дошкольного возраста.
б. Улучшилось психологическое состояние здоровья детей, так как взаимодействие ребёнка с природой снижает уровень тревожности и позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
В заключении хочется сказать, что экологическим образованием и воспитанием можно и нужно заниматься с раннего детства.
Реализация моего проекта возможна в детском саду любого вида.