Лиана Волкова
Одному-скучно, вместе-веселее
▼ Скачать + Заказать документы
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. В ней он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект. Однако, для полной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать. Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты человека легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми. В решении этих задач трудно переоценить роль детских учреждений. Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, совместные игры и занятия. Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые в семье растут единственными. Ведь даже самый маленький ребенок тянется к детям, ибо это его естественная потребность.
Публикация «Одному-скучно, вместе-веселее» размещена в разделах
В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретать опыт, созвучный его интересам и стремлениям. Любая деятельность для ребенка – игра, занятие, труд, развлечения наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться. А постоянно меняющаяся обстановка, возникающая в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.
Ребенок пришел в детский сад. Уже само по себе для него это событие, которое меняет его образ жизни, ставит его перед необходимостью искать контакты с новыми людьми – взрослыми и детьми. В детском саду он получает много преимуществ, отвечающих его естественному стремлению быть большим, самостоятельным. Ребенок находится в обстановке, максимально отвечающей его интересам и потребностям. Если он дома был лишен общества сверстников, то здесь он находится среди таких же, как и он сам. И хотя, первые дни пребывания среди сверстников некоторые дети чувствуют себя одиноко (нет рядом мамы, папы, бабушки, а дети и воспитатель пока еще «чужие», они, спустя некоторое время, начинают чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому способствуют содержательная жизнь и четкий распорядок дня, множество увлекательных игр и игрушек, интересные занятия и экскурсии, игровые уголки и маленькая по росту мебель – в общем, все то, что не всегда бывает дома и создает ощущение приятной новизны. И конечно, изобретательный, чуткий воспитатель с первого дня пребывания ребенка в группе старается ввести его в коллектив, дав почувствовать все преимущества новой жизни.
Но дети по-разному проявляют себя, переступив порог детского сада. Одни контактны и общительны, чувствуют себя среди сверстников спокойно и естественно, довольно быстро осваиваются с новой обстановкой и находят свое место в детском обществе. Другие с трудом расстаются с близкими, скучают по дому, отказываются от игр с детьми, тяжело входят в контакт с воспитателем. Третьи отличаются неорганизованностью, архаичностью поведения, неумением подчиняться общему распорядку. Четвертые бойки и шустры, в общении со сверстниками раскованы, но одновременно проявляют агрессивность, стремление отнимать, повелевать. Все они разные, их поведение носит на себе отпечаток семейного воспитания. И все они – тихие и шумные, робкие и бойкие, замкнутые и коммуникабельные – нуждаются в теплом, внимательном отношении педагога.
Задача воспитателя - быть предельно чутким и в этой связи хорошо знать привычки ребенка, запросы, особенности общения с близкими людьми, для того, чтобы сделать, по возможности, безболезненным переход его в новые условия детского сада. Важно, чтобы дети встречали нового ребенка дружелюбно, не обижали его, были внимательны. Воспитатель соответственно должен настроить ребят, заранее рассказать им, как зовут новенького, что он умеет.
Огромное значение имеет правильное педагогическое общение воспитателя с детьми, понимание и заинтересованность к каждому ребенку. Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении воспитателя выслушивать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику. Ребенку важно иметь слушателя, который его понимает и поддерживает, советует и разделяет его настроение. Видя отношение взрослого к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо, что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.
Воспитатель постепенно прививает детям элементарную культуру общения, регулирующую их отношения и помогающую им жить в коллективе. Дети учатся проявлять друг другу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость. Когда дети знают и выполняют правила, то общение между ними протекает более спокойно, и они относятся друг к другу доброжелательно. Так возникает привычка к коллективной жизни: общие дела, заботы все больше доставляют ребенку удовлетворения. Он на опыте убеждается: вместе дело спорится лучше, игра становится интереснее, одному – скучно, а вместе – веселее.