Папки-передвижки

Один из подходов эффективного запоминания новой лексики детьми с общим недоразвитием речи

Александр Владимирович Гришин
Один из подходов эффективного запоминания новой лексики детьми с общим недоразвитием речи

Целью данного подхода является сознательный устойчивый поиск условий для успешного запоминания новых слов и усиление контроля учителя-логопеда над процессом запоминания.

Механизмы функционирования памяти.

Потребность (или интерес) – механизм-внимание-концентрация-организация. Внимание центральное звено в процессе памяти. Невозможно поддерживать внимание, если ум занят чем-то другим. Если цепь разорвалась, то происходит забывание. Заметим, что способность к запоминанию нового материала и новых слов, также, как и концентрация внимания не являются врожденной. Та и другая приобретаются в обучении. Активный разговорный словарь содержит слова полезные в активной разговорной жизни, к которым ребёнку приходится часто обращаться. Мозг классифицирует воспоминания весьма практично с учетом частоты, с которой они используются в жизни.

Публикация «Один из подходов эффективного запоминания новой лексики детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Виды памяти.

• Непосредственная (сенсорная) память хранить следы от впечатлений, полученных в данное мгновение.

Задача логопеда на этом этапе: вызвать к слову интерес, ярко представить ребёнку изучаемое слово.

Кратковременная память. Сохраняет информацию до пяти секунд. Это оперативная рабочая память, которая удерживает не более семи элементов (взрослый пять, ребёнок семь, шимпанзе десять). Эта как камера хранения с семью ячейками. Содержание кратковременной памяти сохраняется в данный момент при непосредственном повторении.

Задача логопеда на этом этапе: активно использовать работу кратковременной памяти на логопедических занятиях.

Эти два вида памяти не нуждаются в сложном мыслительном процессе, поэтом они поверхностны и чувствительны к посторонним вмешательствам.

• Долговременная память. Срок долговременной памяти варьируется. В долговременную память сознательно производится запись существующей информации.

Задача логопеда на этом этапе: используя разные дидактические приёмы заложить информацию о новом слове в долговременную память ребёнка.

Известно много мнемонических приёмов запоминания нового слова. В практике все методики выстроены на ассоциативных образах. Ребёнку дошкольного возраста данные методики не доступны. Для него возможно использование метода прикрепления к слову наглядного образа. Это хорошо работает там, где слово обозначает предмет. Особую сложность вызывают слова с абстрактным значением. При запоминании таких слов логопеду важно найти возможность проиллюстрировать его ребенку. Произвести искусственное совмещение слово с иллюстративным материалом.

Элементы мнемотехники при запоминании слова являются:

• Обонятельная память.

• Зрительная память.

• Слуховая память.

Алгоритм записывания слова в память следующий:

• Убедитесь, что ребёнок готов запоминать слово.

• Необходимо проверить нет ли вокруг ребёнка лишних шумовых эффектов, которые могут отвлекать ребёнка во время запоминания.

• Необходимо создать условия для концентрации внимания.

• Работа над запоминанием слова должна обязательно проходить с опорой на наглядность и в процессе детской деятельности.

• Если это возможно, то необходимо подключить работу всех анализаторов (видеть, слышать, трогать, ощущать запах и вкус).

В результате учителю-логопеду по введению слова в речь можно дать следующие рекомендации:

• Первый раз новое слово предъявляйте в контекстной речи, интонационно вычленяйте его из текста, закончив прочтение фразы, объясните его значение. Сначала это должно быть одно слово, на

которое обращается особое внимание.

• Если логопед ставит задачу перед ребёнком запомнить слово, то целесообразно знакомить детей не с одним новым словом, а сразу с двумя, и запомнить их параллельно. Это даёт возможность

переключения внимания с одного слова на другое, выполнение задачи одновременного удерживания двух слов в памяти, их классификацию и сравнение, постоянную работу с блоком незавершенной информации.

• Логопеду важно помнить, что ребёнок при запоминании нового слова пользуется несколькими видами памяти. Нам нужно «заставить» все виды памяти активно работать в процессе запоминания слов. Добиваться того, чтобы в ходе коррекционной работы, слово «разместилось» в «ячейке» долговременной памяти и легко могло быть использовано в активной речи. Для этого необходимо в каждом занятии активно работала кратковременная память, то есть та, в которой храниться информация во

время работы, например, выполнения специальных заданий. Здесь подходят все виды речевых упражнений, направленные на запоминание слов. Так как слово легче запоминается детьми в деятельности, необходимо создать для этого определённые условия. Любая детская деятельность должна проходить с опорой на зрительное восприятие. Поэтому при первичном знакомстве со значением слова желательно дать ребёнку возможность познакомиться с натуральным предметом, который это слово обозначает. Ребёнок должен осмотреть предмет (зрительное восприятие, ощупать (тактильное восприятие, обнюхать (обоняние).

Здесь важно отметить, что обоняние играет очень важную роль для запоминания.

• Необходимо дать ребёнку возможность поманипулировать с предметом, а затем рассмотреть его части. Параллельно логопед должен вести беседу с ребёнком, вступить с ним в диалог, в ходе которого неоднократно повторять изучаемое слово.

• Заучивать новое слово надо в несколько подходов. В первый день, то оптимальный режим повторения следующий:

• через пятнадцать минут после заучивания;

• через шесть – восемь часов;

• через двадцать четыре часа.

• Далее повторяем следующим образом:

• на второй день заучивания;

• на четвёртый день;

• на седьмой день.

• Если объём информации велик, повторять лучше с разной степенью подробности. В первый день запоминаем информацию в полном объёме. Во-второй – ключевые моменты. На седьмой день весь объём необходимой для запоминания информации, только в другой группировке и последовательности.

Важно помнить, что трехкратное повторение – это минимальное количество повторений для нормы. Детей с ОНР требуется повторений в два, а то и в три раза больше, организация специальных занятий на закрепление слова в речи и обязательно постоянное повторение изученного материала в течении всего учебного года.

Механизм записи информации в память.

Чем больше предварительной обработке подвергается слово, тем правильнее оно записывается. Для улучшения обработки новой информации важно установить логические связи, и структурировать новые сведения. Для большей уверенности в запоминании чаще всего прибегают к повторениям. Но повторение – это механический процесс и его плоды действуют короткое время, если не дополнить его более сложными мыслительными операциями.

Важные заметки для логопеда.

При механическом запоминании человек не понимает смысл материала и не применяет мнемотехнику, через один час в памяти остаётся лишь 44% информации, через неделю – 25%. Большая часть информации через час забывается.

• Практика заучивания за один раз не эффективна.

• При повторении изученного материала скорость забывания снижается, если часто обращаться к повторениям.

• Память не хранилище данных, а процесс реконструкции. Внешнее вмешательство влияет на результат запоминания. Можно не только изменить или разрушить хранящуюся единицу, но и внедрить новые знания.

• Припоминание – самый главный момент в запоминании.

• Чем четче записать информацию, тем легче её отыскать.

• Эффект незаконченного действия – закон памяти, согласно которому, прерванные, незавершенные действия и интеллектуальные задачи запоминаются в 2 раза лучше завершенных (важно учитывать при построении хода занятия). Данный подход и методические рекомендации были разработаны и проверены на практике А. В. Гришиным при работе в центре семейной психологии и дефектологии по работе с детьми, имеющими общее ОНР, а также представлены в научных журналах, на конференциях и защите квалификационной работы.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Один из подходов эффективного запоминания новой лексики детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 июня 2024 в 19:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Один из подходов эффективного запоминания новой лексики детьми с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД