Светлана Евстафьева
Одаренный ребенок: иллюзии и реальность
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренный ребенок: иллюзии и реальность
. Авторы: Амитина О. В., Евстафьева С. А., Немахова Е. В., Попогребская И. В. Одной из основных задач педагогического общества современного мира мы видим задачу по установлению, еще на школьном этапе образования, одаренных детей, а также желание сформировать на школьном уровне такие условия для развития и воплощения в жизнь их скрытых возможностей. Одаренный ребенок-это ребенок, который отличается броскими, ослепительными, эффектными достижениями (или имеет скрытые внутренние посылы для уникальных достижений) в определенном виде деятельности.
Публикация «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» размещена в разделах
Можно выделить несколько видов одаренности : в практической применимой деятельности, в частности, в ремеслах, в спорте и организационной. В познавательной деятельности — интеллектуальную уникальность различных видов в зависимости от тематического содержания деятельности (уникальность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, театральную, литературно-поэтическую, художественную и музыкальную уникальность. В коммуникативной деятельности — лидерская уникальность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — уникальность, которая проявляется в проявлении новых духовных ценностей и служении людям.
Признаками одаренности можно считать особенности поведения такого ребенка, которые проявляются в его реальном существовании и могут быть поставлены на уровне исследования за характером его действий. Особенности явной (проявленной) одаренности подмечены в ее определении и объединены с высоким уровнем исполнения деятельности. Вместе с тем, Об уникальности ребенка следует судить в одной-единственной категорий «хочу» и «могу». Особенности одаренности охватывают два аспекта поведения высокоталантливого ребенка : инструментальный и мотивационный. Инструментальный — характеризует методы его деятельности. Мотивационный — характеризует мировосприятие ребенка ту или иную сторону действительности, а также к своей деятельности.
Детская уникальность— трудное явление. Существует множество подходов к определению уникальности, точек зрения на проблему уникальности. Возникает одна из основных необходимостей в особых, научно обоснованных способов работы с детьми с различными видами уникальности. В реальной деятельности с уникальными детьми часто главное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской уникальности. Выявляется характерная упрощенность подхода к изучению феномена уникальности, ограниченного лишь диапазоном способностей ребенка. Идентичное рассмотрение неординарного по своей природе возникновения детской уникальности требует профессионального подхода и со стороны родителей, и со стороны педагогов, учитывающего как способности, так и индивидуальные особенности личности одаренного ребенка, его высоконравственного, морального облика. Изучение всего непростого переплетения семейных, школьных, личностных проблем уникальных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей. Обнаружение уникальных детей должно воплощаться в рамках комплексной и персональной программы определения уникальности ребенка. Такая программа рассчитана на использование большого количества всевозможных источников информации, изучение процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также использование валидных приемов психодиагностики. То есть, диагностика уникальности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и образования уникального ребенка. Более того, предъявляются особые требования к профессионалам, работающим с уникальными детьми, и предполагает соответствующие новые модели подготовки и переподготовки данных специалистов.