Гульнара Баширова
ООД в подготовительной группе по развитию речи на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в подготовительной группе по развитию речи на тему «Осень».
Образовательные цели:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- Продолжать учить составлять предложения, а из них короткий
рассказ;
- Развитие диалогической речи, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: осенние листочки, мяч, указка, слайд
Публикация «ООД в подготовительной группе по развитию речи на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Ход занятия
Организационный момент : Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите? Давайте скажем друг другу «Доброе утро» и улыбнитесь всем вокруг, руку дайте другу слева и встаньте в круг.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку и скажите, о каком времени года говорится в этой загадке.
Загадка. Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я (Осень).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об осени. А сейчас давайте вспомним как же называют осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: А кто может вспомнить какой сейчас осенний месяц на календаре? (октябрь)
Воспитатель: Правильно, ребята, сейчас октябрь. Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? (ранняя, золотая или середина, поздняя)
Воспитатель:а какие изменения происходят в ранней осенью в растительном мире? В сентябре осень называют ранней. Ребята, как вы думаете, почему?
Правильно, первый период осени называется ранняя осень. Здесь осень - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Она только чуть-чуть изменила цвет на макушках деревьев. Животные делают запасы.
Готовят норы для зимовки. Птицы собираются в стаи, готовятся к перелёту.
Уменьшается количество насекомых.
Воспитатель: Какие изменения происходят в растительном мире золотой осенью? (Листья всех деревьев и кустарников сменили свою окраску. Продолжается листопад. Растения желтеют, засыхают, отмирают стебли и корни).
Воспитатель: Какие изменения происходят в погоде золотой осенью?
(Часто небо покрыто тяжелыми темными тучами. Идет холодный дождь. Продолжается понижение температуры).
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни человека золотой осенью? (Утепляют жилища. Меняет одежду на более теплую. Любуется красотой природы).
Воспитатель: Наблюдают листопад. Второй период осени называется золотая осень. В этот период все деревья и кусты осень разукрасила по-своему, по-осеннему : берёзы и клёны покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Развесистые липы нарядила в тяжёлый убор из парчи. Этот период осени очень красив и наряден.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывают листья осенью? (Желтые, красные, коричневые, зеленые)
Воспитатель: А кто из вас помнит как называется третий период осени? Какие изменения происходят в животном мире поздней осенью? (Улетели птицы. Оставшиеся зимовать птицы приближаются к жилищу человека. Звери меняют шубку).
Воспитатель: Какие изменения происходят в растительном мире поздней осенью? (Деревья стоят без листьев. Нет травы).
Воспитатель: Какие изменения происходят в погоде поздней осенью? (Идут затяжные, холодные дожди. Появился лед. Выпадает первый снег. День стал короче, а ночь длиннее).
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни человека поздней осенью? (Одевают одежду еще теплее. Вспоминают о теплой погоде).
Воспитатель: А теперь Софья и Ирназар расскажут стихи об осени.
Стихи детей.
Физкультминутка «Листопад»
Воспитатель: Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?
(Послушать по телевизору, посмотреть на термометр, послушать по радио, посмотреть в окно).
Воспитатель: давайте с вами вспомним какая погода бывает осенью?
Какая погода бывает осенью?
Если идет дождь – погода дождливая.
Если холодно – погода холодная.
Если пасмурно – погода пасмурная.
Если сыро – погода сырая.
Если хмуро – погода хмурая.
Если солнечно – погода солнечная.
Если ветрено – погода ветреная.
Воспитатель: Вот и сегодня ветер дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад и он подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
Будет с вами он играть.
Воспитатель: Ребята поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопросы.
- Летом вырастают, а осенью опадают. Что это? (листочки).
- Что происходит с листьями до того, как они опадут. (Листья осенью желтеют, краснеют, вянут, кружатся).
- Подует холодный осенний ветер и листья опадут. Как называется это явление природы? (Листопад).
- Из каких слов оно состоит? (Из двух слов лист и падать).
- Дождь осенью что делает? (Моросит, идет, льет).
- Урожай осенью что делают? (Убирают, из овощей и фруктов делают заготовки на зиму).
- Птицы осенью что делают? (Собираются в стаи, улетают в теплые края).
- Листья осенью (Листья осенью желтеют, опадают, кружатся, шуршат)
- Деревья осенью (Деревья осенью роняют листья, гнутся, засыпают)
- Звери осенью (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки, ложатся в спячку).
Воспитатель: Ребята, теперь предлагаю поиграть с вами в игру «Друзья». Слова поссорились, друг с другом давайте их подружим.
Осень, небо – осеннее небо Осень, ветер – осенний ветер
Осень, солнце – осеннее солнце Осень, лес – осенний лес
Осень, аллея – осеняя аллея Осень, вечер – осенний вечер
Осень пальто – осеннее пальто Осень, сапоги – осенние сапоги
Осень, погода – осеняя погода Золото, осень – золотая осень
Осень, день – осенний день Осень, лист – осенние листочки
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно все слова подружили. Пока мы с вами играли Ветерок мимо пробежал и на ухо мне шепнул, что у нас на экране появились картинки. Он хочет знать, как их назвать ласково. Давайте ему поможем.
Игра «Назови ласково».
Солнце – солнышко ветер - ветерок
Лужа – лужица дождь – дождик, дождичек.
Холод – холодок лес - лесок
Туча – тучка лист – листочек, листик.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли ветерку назвать слова ласково. А сейчас поиграем в пальчиковую игру
Пальчиковая игра «Осенний букет».
1, 2, 3, 4, 5
Будем листья собирать.
-Вот дубовый на руках
-Вот кленовый, вот рябиновый резной
-Вот с березки золотой
-Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли посмотрите, ветерок листочки разбросал, какие они красивые и необычные. Надо их собрать.
Воспитатель: У тебя какой листок? (рябиновый, березовый и т. д.)
Игра «Угадай с какого дерева листок?»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, мы многое сегодня вспомнили и рассказали об осени, она бывает разной, кому-то она нравится, а кому-то нет. Времена года по очереди меняют друг друга, и мы ничего не можем изменить… А в конце мы с вами выучим стихотворение про осень по мнемотаблице «Если на деревьях листья пожелтели…»
Итог занятия.
Воспитатель: Вам, сегодня что понравился? О чем мы говорили? Какие игры играли? Ветерок вам дарит «Осенние листочки». Из этих листочков мы с вами осенние поделки.