Светлана Дисенбаева
ООД с детьми подготовительной группы «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать желание вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена.
Развивающие: развивать интерес к истории своего имени.
Обучающие: упражнять представляться другим людям, знакомиться.
Материалы и оборудование: ребусы, мяч, фотографии с изображением святых знаменитых людей, рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имён»; песни в которых упоминаются имена.
Средства ТСО: - магнитофон, аудиозапись песни.
Публикация «ООД с детьми подготовительной группы „Я и моё имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Предварительная работа: чтение рассказа О. Кириллова «Книга ласковых имён»;
Ход образовательной деятельности:
Психогимнастика:
Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите!
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Игровая мотивация: Ребята, я хочу загадать вам русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?»
Ответы детей: Без имени.
Воспитатель: Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека есть своё имя. Для чего оно даётся?
Ответы детей: Чтобы знать к кому мы обращаемся, кого мы зовем и т. д.
Основная часть
Имя- это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.
Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми, милыми. Вот имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, Людмила (милая людям, Надежда, Вера, Любовь- всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.
Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.
Дидактическая игра «Шифровальщики»
Каждый ребёнок расшифровывает своё имя.
О Я К Л, ЗАИЛ, ИРЯК
2 4 1 3, 4312, 3214
Это неполные имена. А ещё человека можно назвать полным именем.
Игра с мячом «Назови своё имя»
Ответы детей:
«Сейчас я Ваня, а вырасту и буду Иваном».
«Сейчас я Лиза, а вырасту и буду Елизавета».
«Сейчас я Люда, а вырасту и буду Людмила».
«Сейчас я Коля, а вырасту и буду Николай».
«Сейчас я Саша, а вырасту и буду Александра».
«Сейчас я Даня, а вырасту и буду Даниил».
«Сейчас я Соня, а вырасту и буду Софья».
Игра «Назови своё отчество».
Воспитатель: Если меня зовут Светлана Владиславовна, то как звали моего папу? Ответы детей: Владислав
А как твоё отчество?
Ответы детей: Игоревна, Сергеевна, Дмитриевна, Олеговна,т. д.
Игра «Назови полностью фамилию, имя, отчество своих родителей»
Воспитатель бросает мяч ребенку и тот дает ответ, затем возвращает мяч воспитателю и так несколько раз повторяется ход игры.
Игра «Назови имена своих бабушек, дедушек, сестёр, братьев»
Дети становятся в круг и передают бубен друг другу, называя имена своих близких.
Актуализация знаний. «Знакомство с ласковыми именами»
Каждого человека можно назвать по имени ласково. Сейчас я вам прочту рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имён».
КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
- Ты чего горюешь?- спросил я.
-О-о-о-х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
-Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя,- пообещал я. Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем Светлана и прочитал: Светуня, Светуля, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.
-Бежим расколдовывать девчонок!- крикнула она.
- А разве они тоже?--- спросил я на бегу.
-Этот злодей-колдун их тоже обозвал и они стали чахнуть на глазах.
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
-Наталья, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, -прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёчки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав 7 ласковых имё н: Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
-Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена?- робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.
-Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён»,- сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним, как звали девочек? Какие ласковые слова их расколдовали? Назовите своего друга ласковыми именами – «расколдуйте его».
Игра «Расколдуй друга»
Воспитатель: А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение? Например: Александр- мужественный, сильный, смелый.
Алексей- защитник.
Ирина- мирная, добрая, ласковая.
Людмила – милая.
Может быть, кто-нибудь знает, как переводятся ваши имена? Если нет, то вечером спросите у своих родителей, а завтра мы послушаем друг друга.
Разыгрывание этюда. «Встреча с другом» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение, развитие выразительных движений.
В этюде можно использовать сказочных героев, придуманных детьми.
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались друг другу!
Дети отрабатывают выразительные движения - плечи опущены, выражение печали на лице (грусть); объятия, улыбка, смех (радость).
Игра-загадка «Раздаём имена»
Воспитатель называет, а дети говорят кому это имя может подойти.
Кому какое имя - характеристика подойдё т: «Веселушка», «Грустиночка», «Сластёна», «Отважный», «Непоседа», «Почемучка».
Рефлексия. Цель: уточнить знания детей о семье, учить давать полные ответы, слушать своих товарищей, не перебивать.
О чём мы сегодня говорили? Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли?
Ответы детей.
Ребята, если вам было интересно, то возьмите красные мячи, а если вы испытывали какие – то затруднения, то синие. Давайте посчитаем, сколько красных мячей и сколько синих.
Молодцы, я рада, что вам все понравилось.