Ирина Гагарина
ОД с детьми 6–7 лет «Путешествие к бабушке Забавушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД с детьми 6-7 лет «В гости к бабушке Забавушке»
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
- вызвать интерес к старинной русской традиции гостеприимства (здороваться, встреча хлебом-солью)
- дать представление детей о жилище крестьянской семьи (горница, красный угол и о печи, как о неотъемлемой принадлежности крестьянской избы)
- познакомить со старинным способом глажения белья с помощью рубеля и скалки;
- воспитывать любознательность к русскому фольклору через народную игру, музыку.
Публикация «ОД с детьми 6–7 лет „Путешествие к бабушке Забавушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Оборудование: Колесо Истории (обруч с фотографиями, мини-музей «Русская изба», каравай,
Ход ОД:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель обращает внимание детей на необычный предмет круглой формы (обруч) похожий на колесо (спицы имитируют ленты) с фотографиями предметов из прошлого и будущего. С одной стороны фотографии старых предметов, с другой современных.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в детском саду я обнаружила вот этот загадочный предмет. Интересно, что это такое? (Колесо)
Ребята подходят к найденному предмету, внимательно его рассматривают.
Воспитатель: Возможно, вы и правы. Да, наверно это колесо, но колесо необычное. Посмотрите, что вы видите на нем? (письмо, фотографии предметов из прошлого и настоящего). (Воспитатель вместе с детьми еще раз рассматривают предмет, замечают фотографии, называют знакомые предметы, сравнивают фотографии из прошлого и настоящего). Кто-то из детей обращает внимание, что на колесе размещены не только фотографии, а ещё конверт.
Воспитатель: Это, же настоящее колесо истории!
Воспитатель берет конверт, достает из него записку. Воспитатель читает её : «Это Колесо Истории, кто его нашел, посмотрите на фотографии. Хотели бы вы отправиться в прошлое?» «Для того чтобы совершить путешествие на КОЛЕСЕ ИСТОРИИ нужно:
- взять «Колесо истории» в руку,
- закрыть глаза, и не открывать их пока звучит музыка!»
Воспитатель: Ну что ж, предлагаю взяться за «колесо истории» и закрыть глаза. Отправляемся! (Звучит музыка, воспитатель говорит слова:)
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
II. Основная часть.
В это время убирается ширма, закрывающая декорации избы. Дети открывают глаза и перед ними изба.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Дети рассуждают)
Выходит бабушка Забавушка (появляется педагог кружка «Истоки» в образе бабушки Забавушки (русский сарафан и кокошник). Воспитатель и дети здороваются.
Забавушка : Здравствуйте, гости дорогие! По русскому старинному обычаю, люди всегда здоровались с поклоном (Кланяется, приложив руку к сердцу)
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами так же поздороваемся.
Забавушка : Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут бабушка Забавушка. Откуда вы ко мне пожаловали?
Дети отвечают: Мы из будущего, попали сюда с помощью колеса истории.
Забавушка : Я встречу вас так, как у нас в старину встречают гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям). Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Воспитатель: Почему встречали с хлебом и солью? (Могут дети спросить)
Забавушка : Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб, обязательно на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома. Встретить гостя «хлебом-солью» означало пожелания добра и мира.
- А зачем вы ко мне пожаловали? (хотим узнать, как жили в старину, познакомится с предметами русского быта)
- Хорошо, я вам с радостью поведаю о жизни в старину. В избе была одна комната - горница, она была и кухней и спальней. Вот и у меня небольшая горница, да красивая какая! Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Самая большая ценность в избе это иконы.
- Кто из вас, может, знает, как называется место, где находятся иконы?
В каждой горнице есть красный угол с иконами и лампадой. Красный угол – означает «красивый, хороший, светлый», самое почётное и заметное место в избе. Иконы украшают нарядным полотенцем «рушником».
Забавушка : Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? (Если не назовут, то загадать загадку:
Из кирпича, да не дом.
Греет, да не шуба.
День и ночь дрова глотает,
Пирогами угощает (печка)
Забавушка : Печь в доме – самое главное, это сердце дома. Без нее в избе жизнь невозможна. У нас в старину говорят: «Печи нет – жизни нет».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна печь в избе?
Забавушка : Печь кормит семью, обогревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушим одежду, так же можно сушить грибы, ягоды и разные полезные травы и даже моемся. Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовлю щи, кашу, пеку хлеб, пироги. У нас есть поговорка «Щи да каша, пища наша». Ребята, а в современном мире (будущем) на чем готовят ваши мамы, чем отапливается ваш дом? (Дети отвечают)
Ребята! Как вы своим родителям помогаете по хозяйству? (ответы детей)
Забавушка : Молодцы! Дети и в наше время хорошие помощники для взрослых. Взрослые с любовью говорят про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивается над теми, кто не хочет трудиться.
Воспитатель: Бабушка Забавушка, знаем мы одного лодыря по имени Тит и сейчас о нем расскажем.
Сценка «Тит - лодырь» (заранее разученная сценка)
Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, трое детей стоят возле него.
Тит: Где баранки, калачи?
1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, пролежал целых день.
2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.
3 Ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
2 Ребенок: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.
Забавушка : Ребята, я хотела кашу сварить, а у меня случилась беда, гречка смешалась с перловкой.
Воспитатель: Ребята, мы с вами как-то можем помочь? (Ответы детей)
Перебирание крупы (греча и перловка)
Забавушка : Ой, спасибо, ребята!
Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Может, вы знаете, в чем готовили в старину? (Если не скажут, то загадка) Послушайте ещё одну загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу сварит…. (чугунок)
Правильно, это чугунок. Готовлю я пищу в чугуне. Он незаменим в хозяйстве, выдерживает любой огонь и никогда не бьется. В чугуне еда долго остается горячей. (Показ чугунка)
Воспитатель: А может кто-нибудь знает, почему его называют чугун?
Чугун – это такое железо. Значит, какой он? (чугунный). Попробуйте, подержите его. Какой он? (тяжелый)
Забавушка : Ребята, а сейчас ваши мамы в чем готовят? (кастрюли, сковородки, мультиварки, скороварки)
Забавушка : С пищей чугунок горячий и тяжёлый, но как же его достать из горячей печи? Отгадайте загадку: Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его…. (ухват)
Правильно, возле русской печи всегда стоит ухват, которым хозяйка достает горячий чугун со щами и вкусной кашей. А вы знаете, как выглядит ухват? (деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
- Хотите попробовать, легко ли хозяюшкам вытаскивать чугун из печи? (дети пробуют достать из печи ухватом чугун)
Забавушка : Затем чугунок с пищей ставим на стол и все моем руки и вытираем их вот таким полотенцем, которое называется – рушник. Его я сама ткала и украшала красивой вышивкой. Рушников в избе много: одними накрываем хлеб, другими вытираем руки и посуду, доили корову, хлопотали - хозяйничали возле печи. А затем кушали приготовленную еду. У каждого за столом свое место. За столом нельзя громко разговаривать, смеяться, стучать по столу.
- Ребята, как думаете, кто был самым главным в семье? Самый главный в семье самый старший мужчина – дедушка. Его все слушают, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Первым в чугун опускает ложку дед. Если кто-то вперед него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остается. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!»
Воспитатель: Поэтому на Руси правило было – «почитание старости». Правила, которые придумали наши предки, и которые, мы и сегодня соблюдаем, называются традициями.
Забавушка : Ребята, а где вы сейчас храните молоко, что бы оно не портились? (в холодильнике). А у меня в избе нет холодильника, как вы думаете, в чем я храню молоко? (показ глиняный кувшин, крынки) Хранится молоко в крынке.
Воспитатель: Из чего сделана крынка? (глины) Значит какая она? (глиняная)
Забавушка : Крынка глиняная плохо нагревается, поэтому молоко долго не портится.
- Ребята, а как вы думаете, чем я кушаю? (ложкой) А вы чем? (ложкой и вилкой) Я кушаю вот такой ложкой, какая она? (деревянные)
Забавушка : Деревянные ложки и миски – посуда, которую мы сами делаем из дерева своими руками. У каждого в семье была своя деревянная ложка. И в гости тоже ходим со своей ложкой. А как вы думаете, что еще можно делать деревянной ложкой? (играть) (Игра на ложках)
Забавушка : Ребята, как стирают ваши мамы? (стиральной машиной) А как думает, как стираю я, ведь электричества у меня нет? (руками)
Правильно, стираю вручную - в корыто ставлю стиральную доску и стираю, посмотрите, как это делается (Показ как стирали - пробуют). Белье постирали, высушили, дальше, что с бельем делают? (гладят)
- Чем будем гладить? (Утюгом).
- Ребята, а как вы думаете, у меня нет электричества и современных утюгов, чем тогда нам можно выгладить бельё? (Рассуждения детей).
- Ребята, посмотрите вот это тоже утюг, только очень-очень старинный. А называется он рубель.
Воспитатель: Давайте повторим его название хором.
Забавушка : А к нему всегда нужна (показываю скалку) как вы думаете, что это? (скалка).
Воспитатель: А кто знает, из чего они сделаны? (из дерева, они деревянные).
Забавушка : Из каких частей состоит рубель? (ручка, ребристая и гладкая поверхности). А скалка? (гладкая, круглая, деревянная поверхность). Посмотрите, у скалки тоже гладкая поверхность, как и у других утюгов.
Воспитатель: А что ещё можно делать скалкой? (раскатывать тесто).
Забавушка : Может быть, кто-то из вас знает, как гладят бельё рубелем? Попробуйте. (Дети пробуют, предлагают свои варианты)
Я вам сейчас покажу. Нужно холст намотать на скалку и водить по ней рубелем взад-вперёд (демонстрирую). Тогда бельё становится ровным и мягким.
А кто хочет попробовать рубелем поработать? Легко, или тяжело гладить рубелем бельё? (по ходу практической деятельности дети вспоминают народные пословицы «Без труда не вынешь и рыбки из пруда». «Терпенье и труд всё перетрут»).
Еще можно погладить вот таким чугунным утюгом. Чтобы утюг нагреть в него клали горячие угли. (Осторожно берут в руки чугунный утюг и определяют, что на вес он тяжёлый).
Забавушка : Вот мы с вами потрудились, а теперь можем отдохнуть, как это делаем мы в старину. (Игра….)
Забавушка : В старину мы любим почаевничать, т. е. чай попить. Вы может, знаете, из чего чай в старину пили? (из самовара) (если не назовут, то загадать загадку: Выпускает жаркий пар, древний чайник…самовар).
Правильно, кипятили чай в самоварах. Самовар был предметом роскоши, а так же предметом первой необходимости. В бедных семьях чай пьют с кусочками сахара, а в богатых с медом, вареньем и баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (Да) Сейчас они стали электрические.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться назад в наше будущее, в наш современный мир!
Забавушка : До свидания, ребята! Очень рада была вам рассказать, как жили люди в старину. До новых встреч!
Забавушка садится на лавку и машет рукой.
Воспитатель: Вот и колесо времени уже перевернулось! Держитесь за колесо, закрывайте глаза покрепче…
Звучит музыка. Ширма возвращается на место, закрывая декорации и Забавушку.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш родной детский сад!
- Ребята, где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Что понравилось? Что было трудно?
- Ребята, вы сегодня были такими активными, много нового узнали, помогали Забавушке, играли в игры.