Ирина Дрожжина
ООД по познавательному развитию (экология) «Этот удивительный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по познавательному развитию (экология)
«Этот удивительный мир»
в разновозрастной группе
с детьми от 4 до 6 лет.
Воспитатель: Дрожжина Ирина Анатольевна
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель: Формирование системы знаний о природе, ее объектах и явлениях, представлений о взаимосвязи в природе.
Программные задачи:
Образовательные:
Средний возраст (4-5лет) :
• Закреплять и расширять представления детей о насекомых, диких животных, их характерных признаках, местах обитания;
• Развивать умение отгадывать загадки, обосновывая свою отгадку;
• Упражнять детей в yмении группировать растения по цветy;
• Закрепить счет до 5.
Старший возраст (5-6лет) :
• Систематизировать представления детей о насекомых, диких животных, их характерных признаках, о том, какую пользу приносят;
• Упражнять в отгадывании загадок и умение обосновывать свою отгадку;
• Закрепить у детей умение группировать растения по цвету;
• Закрепить счет до 10.
Развивающие :
Средний возраст (4-5лет) :
• Развивать мышление, речь детей, умение сравнивать;
• Закрепить приемы скатывания пластилина между ладоней и сплющивания при помощи всех пальцев рук;
• Развивать способность делать добро, которое может противостоять злу;
• Обогащать словарный запас детей по теме.
Старший возраст (5-6лет) :
• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Обогащать словарный запас детей по теме;
• Развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность;
• Закрепить приемы скатывания, сплющивания, деление пластилина на части с помощью стеки.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь волшебнику Ням-Няму.
Методы и приемы: словесный (беседа, загадки, вопросы, поощрение); наглядный (презентация, карточки с изображениями, предметы питания, лепестки цветов); практический (опытно-экспериментальная деятельность); игровой (письмо волшебника, физкультминутка «Кузнечики», п/и «Бабочки», игра «У оленя дом большой»).
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
• Беседа о фруктах, насекомых, диких животных;
• Рассматривание картинок и сюжетных картин по теме: «Насекомые», «Дикие животные»;
• Презентация: «Насекомые и места их обитания»,«Дикие и домашние животные»;
• Игровое упражнение «Лото в картинках» (фрукты и овощи, насекомые, дикие и домашние животные);
• Чтение художественнойлитературы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:волшебный конверт; стрелки (желтые и красные с заданиями – 3 шт.);презентация «Отгадай загадку» (насекомые); лепестки цветов для игры «Собери цветок» (красные -5шт., синие -5шт., желтые -10шт., белые -10шт.); карточки с изображением диких животных, предметы продуктов их питания (морковь, капуста, сено, шишки, грибы); корзиночка с яблоками.
Раздаточный материал:пластилин красного и желтого цвета; стеки; дощечки; влажные салфетки; изображения яблок с круглыми отверстиями; тарелочки с манкой; рукавички (мохнатые -4шт. и гладкие -4шт.).
Ход ООД:
1. Вводная часть.
- Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо. От кого бы вы думали? От доброго волшебника Ням-Няма – он большой друг всех детей, он охраняет все вкусные и полезные фрукты. Какие фрукты вы знаете, ребята? (Ответы детей).
-И представляете, этот добрый волшебник Ням-Ням просит у нас помощи: случилось несчастье с яблоками, которые растут у доброго волшебника в саду. Злой маг и волшебник Бузяка испортил их, его помощники гусеницы покусали все яблоки. Теперь они не красивые и добрый волшебник не может никого угостить ими. Добрый волшебник надеется на нас, что мы ему поможем.
-Поможем? (Да.)
2. Основная часть.
-Мы с вами отправимся в путешествие, полное приключений и препятствий. Дорога пройдет через заколдованный лес мага Бузяки. Чтобы не сбиться с пути, мы с вами пойдем по стрелкам. Но стрелки эти не простые, на каждойкрасной стрелке злой волшебник приготовил нам задание. Если мы его выполним, то сможем продолжить наш путь.
-Вы готовы пройти этот сложный путь и выполнить все задания? (Да.)
-Ну, тогда в вперед!
(Звучит музыка)
- А вот и первая красная стрелка.
(Воспитатель поднимает стрелку и читает задание.)
Задание №1 «Отгадай загадку»( Презентация: «Загадки про насекомых»)
1. Что за чудо -вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает…. (стрекоза)
2. Шестилапый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный…. (шмель)
3. Не пчела она, а жалит
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса
Кто она, скажи?. (оса)
4. Кто влетает в каждый дом?
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая …. (муха)
5. Вот букашка – работяга
целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит…. (муравей)
6. Что за гость с голодным брюхом?
Все звенит у нас над ухом
Из цветков не пьет нектар
Покусает нас…. (комар)
7. Скажи-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
умеет карабкаться ловко
По листикам божья…. (коровка)
8. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь…. (жук)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали.
- Про кого мы загадывали загадки?
- Ребята, скажите, какую пользу приносят насекомые? (Ответы детей)
-Можно обижать насекомых? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, насекомые живые, их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать за ними.
- Вы правильно сказали, что насекомые опыляют цветы. Как вы думаете, какое из насекомых больше опылит цветов: пчела или кузнечик?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент.
Опыт – эксперимент: «Какие насекомые больше переносят пыльцы?»
- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и зеленая, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Старшая группа, надев мохнатую рукавичку, превращается в пчелу, а средняя группа, надев гладкую – в кузнечика.
- Предлагаю пройти к своим столам и на правую руку одеть рукавичку.
- У вас на тарелочках манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичкуприлипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку и покажите свои рукавички.
- Посмотрите, накакую рукавичкуприлипло больше манки (Ответы детей)
- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего.
-Давайте немного отдохнем и поиграем:
Раз, два, три, покружись,
И в кузнечиков, превратись.
Физкультминутка «Кузнечики»
Воспитатель: Вы выполнили первое задание на отлично! И теперь мы можем продолжить дальше наш путь по стрелочкам.
Задание №2 «Собери цветок»
-Ребята, мы попали с вами на цветочную поляну. Но что здесь произошло?
-Злой волшебник Бузяка позвал злого ветерка, он сильно подул и лепестки всех волшебных цветов разлетелись.
-Поможем цветочкам? (Да.)
-Тогда вперед!
-На полянке четыре цветка и все разного цвета. Красный и синий цветок состоят из пяти лепестков (для детей средней подгруппы, а желтый и белый – из десяти лепестков (для детей старшей подгруппы). Вы должны собрать цветок и назвать цвет: красный, желтый, белый, синий.
-Молодцы, ребята! А теперь мы превратимся в бабочек и полетаем вокруг этих красивых цветочков.
Подвижная игра «Бабочки».
Воспитатель:Хорошо, ребята! Мы почти у цели, еще одна красная стрелочка и мы попадем в сад доброго волшебника Ням-Няма. Готовы? Продолжаем наш путь.
Задание №3 «Чем питаются животные?»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат карточки с изображением животных.
-Назовите животных, которые здесь изображены? Какодним словом назвать этих животных? (Дикие).Где обитают эти животные? (В лесу).
- Ребята, эти животные голодные и хотят кушать, но не могут найти корм. Давайте поможем животным и найдем корм для них. (Дети выполняют задание).
- А почему мы не положили корм для лисы, волка, медведя?
Воспитатель:Теперь предлагаю немного поиграть, выходите на полянку.
Словесная игра «У оленя дом большой»
Воспитатель: Посмотрите, а вот и яблонька доброго волшебника. (Воспитатель берет корзину с испорченными яблоками.)
- Ой, ребята, посмотрите, что натворили злые гусеницы. (Показывает испорченные яблоки.)
-Как мы можем это исправить? (Ответы детей.)
-Правильно! Мы возьмем волшебный пластилин и закроем все дырочки на яблоках.
(Дети садятся за столы и выполняют работу.)
Средняя подгруппа детей: скатывают пластилин между ладошек в шарики и расплющивают их.
Старшая подгруппа детей: делят кусок пластилина на три равные части, скатывают части в шарики и расплющивают их.
Воспитатель:Здорово, ребята! Посмотрите, какие красивые яблочки у нас получились! Добрый волшебник Ням–Ням благодарит вас и дарит вам вкусные, полезные яблоки!
3. Заключительная часть.
-Ну вот, ребята, наше путешествие закончилось, злого волшебника мы победили. Потому что, добрые дела всегда побеждают злые и плохие поступки.
- Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых, каким насекомым вы бы стали? Почему (Ответы детей)
- Вы все сегодня были молодцы!
-А теперь садитесь в волшебный паровозик, мы отправляемсяв группу.
Музыкальная игра «Паровозик из Ромашково»
(Под музыку дети паровозиком возвращаются в группу.)