Анна Балуева
ООД по познавательному развитию «Знакомая незнакомка. Соль и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомая незнакомка»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
-Способствовать развитию взаимодействия и общения ребёнка с взрослым и сверстниками.
-Формировать основы безопасного поведения в социуме, в природе
-Развивать мыслительные операции, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
-Стимулировать познавательную активность.
-Формировать представление об объектах окружающего мира
Публикация «ООД по познавательному развитию „Знакомая незнакомка, Соль и ее свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
-Развивать коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия с окружающими людьми.
-Закреплять навыки диалогической и монологической речи
-Обогащать активный словарь детей (расширять запас слов, обозначающих название: морская соль; кристаллы соли; эксперимент, опыт).
-Способствовать умению видеть красоту природы, природных явлений. Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, декорирование солью;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Оборудование:
1. Мяч
2. Мешочек с солью
3. Стаканчики
4. Ложки
5. Лупа
6. Клей
7. Яйцо
8. Лед
9. Тарелочки
10. Синий (голубой) картон или бумага
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята, давайте встанем с вами сделаем круг добра, возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего дня и прекрасного настроения.
Дети высказывают соседу справа свои пожелания, пока круг не замкнется. Садятся на стульчики полукругом.
- Сегодня к нам пришла необычная посылка с волшебным мешочком. Он откроется, если вы отгадаете загадку.
Без неё, ребята, повар.
Просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно догадались.
Ну, конечно – это… (соль)
2. Беседа о соли.
Правильно, это – соль! Соль – полезное ископаемое, природный элемент. И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырё х видов: каменная, морская, йодированная и поваренная. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал- к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?
Дети вспоминают, какие пословицы они знают:
• Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
• Без соли не естся, без соли и стол кривой
• Без соли и хлеба, худа беседа
• Без соли, без хлеба, половина обеда
• Без соли, без хлеба, за стол не садятся
• От воды родится, воды боится
3. Физминутка: Игра «Соль полезна для того, чтобы…» (с мешочком соли, передают по кругу и говорят)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жаренную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных и растений
4. Экспериментальная часть.
- Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете какими свойствами она обладает, откуда соль приходит к нам на стол.
Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать.
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Опыты:
1. Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).
2. Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде? на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок
3. А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.
4. «Соль поглощает воду». Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
В: значит. соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
5. Как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная).
6. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
7. А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут).
5. Физминутка. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый – несоленый»
Дети встают в круг, воспитатель по очереди бросает мяч и называет продукты. Дети отвечают, можно ли этот продукт солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).
6. Практическая часть.
- Прежде чем мы с вами начнем конструировать, отгадайте загадку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Берем голубой картон А3, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой сыпем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!
Дети изображают снежинки.
Вывод занятия:
- Что вы узнали о соли? Что было самым интересным, что вам понравилось? Что было сложным?
Дети делают вывод: Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д.