Ионцева Наталья
ООД «Народный праздник Кузьминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о народном празднике «Кузьминки», традициях его празднования.
Образовательные:
- закрепить представления детей о старинном, обрядовом празднике «Кузьминки», о традициях, связанных с этим праздником;
- формировать знания малых фольклорных жанров: пословиц и поговорок, хороводных игр;
- закрепить знания детей о ремесле на Руси
Развивающие:
Публикация «ООД „Народный праздник Кузьминки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
- развивать внимание, память;
- развивать устную связную речь, активизировать словарь детей;
- развитие познавательного интереса к народной культуре;
Воспитательные:
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость;
- прививать уважение к традициям русского народа;
- учить, внимательно, слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.
Предварительная работа:
- рассказ и беседа о народном празднике Кузьминки и его традициях;
- просмотр иллюстраций и презентаций о празднике братьях - кузнецах
-знакомство и заучивание наизусть малых форм русского фольклора.
- знакомство с ремеслами на Руси
-наблюдение за изменениями в природе с приходом ноября.
-слушание русской народной песни «Во кузнице».
-знакомство с русскими народными играми «Кузнец», «Дударь», «Курочка - рябушечка».
- знакомство с ремеслами на Руси
Оборудование: русский народный костюм, сундучок, тряпичная кукла Кузьма и Демьян, ноутбук с записью фонограммы музыкальных произведений, корзинка с подковами, самовар, демонстрационный материал, продукты труда ремесленников, угощенье.
Ход
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Дети: Здравствуй, Марьюшка. (отдают низкий поклон)
Воспитатель: Ребятушки, сегодня, я, как и обещала, приглашаю вас на настоящие посиделки.
Но сначала вам нужно отгадать загадку, которую я для вас приготовила, а отгадка находится в моем волшебном сундучке. Ну что загадывать?
Загадка:
В сундучке - то не спроста,
Два братишки-молодца.
Жили в Азии когда-то
Кузнецы- два добрых брата
Хоть и были небогаты,
Но с людей не брали платы.
Дети: Кузьма и Демьян
Воспитатель: Ребятушки, слова заветные помните, давайте все вместе хором попросим сундучок открыться.
ДЕТИ: «Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок»
Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок.
Воспитатель: Правильно, это обрядовая кукла Кузьма и Демьян. А на какой народный праздник наши предки делали такую куклу?
Дети: На Кузьминки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь добро пожаловать на кузьминские посиделки. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. (садятся на стулья).
Воспитатель: А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, в каком месяце на Руси праздновали Кузьминки.
Дети: На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ в поле и огороде.
В ноябре.
Воспитатель: А как ноябрь звали в народе? Как величали?
Дети: Грудень, потому, что всюду лежит грудами замерзшая земля.
А еще его называли Ледень. Ноябрь самый студёный месяц осени. Начинаются заморозки, ледовые кузнецы сковывают воду.
Воспитатель: Правильно. Обычно в эту пору небольшие морозы:
- Демьянов путь – не путь, а только перепутье!
Это означает, что праздник Кузьмы и Демьяна проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».
Предлагаю вам сыграть в игру «НАЧНИ – ЗАКОНЧИ».
Я начинают пословицы, а вы заканчиваете.
Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.
Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.
Не заковать реку зиме без Кузьмы и Демьяна кузнеца.
Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются.
Воспитатель: Ой, вы мои хорошие пословицы мне подарили. Я их в свой сундучок положу.
Немало народных примет было связано с этим днем. Какие приметы вы знаете?
Дети: «На Кузьмин день тепло, то и зима теплая».
«Если на Кузьму и Демьяна листья остались на деревьях, то будет суровая зима и неурожайный год».
Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. А в честь кого же был назван этот праздник?
Дети: А назван он в честь братьев Кузьмы и Демьяна.
Они ходили по деревням и всем помогали. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки.
Они были добрыми и денег за свою помощь не брали, делали просто так от души и поэтому их называли бессеребрянники.
Воспитатель: На Руси Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел.
А вы знаете, какие ремесла были на Руси?
А я сейчас проверю. Послушайте внимательно и назовите ремесло.
Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Не охотник, не маляр
Ремесло мое - (столяр)
Могу лошадь подковать,
Цепь железную сковать
Смастерить меч – кладенец,
Ремесло мое - (кузнец)
Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое – (гончар)
Постучу я топором
Выстрою из бревен дом
По дереву работник
Ремесло мое – (плотник)
(детям, отгадавшим загадки, дать картинки с изображением заданного ремесленника)
А теперь, кто хочет стать кузнецами, встаньте за (ребенком с картинкой кузнеца) и т. д. А теперь попрошу вас подойти к столу, где находится, то что сделали вы (на столах лежат продукты труда ремесленников, дети подходят к столу с продуктами труда, в соответствии со своей картинкой. Воспитатель задает вопросы: о ремесленнике, о том что он изготовил).
А сейчас, я покажу картинки с орудиями труда, если вы этим пользовались, то поднимайте руку.
Молодцы, справились с заданием. (дети садятся на места)
Воспитатель: Кузьма и Демьян были покровителями не только мужского ремесла, но и женского рукоделия. Скажите, а каким рукоделием на Руси занимались женщины?
Дети: пряли пряжу, ткали полотно, шили одежду, вышивали на одежде узоры, лепили и раскрашивали игрушки.
На Кузьму-Демьяна женщины принимались зимнюю пряжу прясть, обращались к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше. «Батюшка, Кузьма – Демьян, сравняй меня позднюю с ранними» говорили они.
Воспитатель: В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровители свадеб, они куют свадебку, свадебку крепкую, да долговечную, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире и воспитывать своих детушек. На кузьминские посиделки молодые парни приходили на девушек посмотреть, да подругу себе выбрать. А у нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и плясать умеют.
Собирайся народ!
Шире, шире хоровод!
Будем прялицу плясать,
Самых лучших выбирать.
Пляска «Прялица»
Воспитатель: А чем еще прославились братья?
Дети: А еще Кузьма и Демьян были знаменитыми врачами. Братья ходили по городам, деревням и лечили людей.
Воспитатель: От хворей всяческих народ
Словом могли исцелять.
А вам я предлагаю
В «Дударя» сыграть!
хороводная игра «Дударь».
В центре круга водящий – Дударь.
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Голова!
Дети держатся за голову соседа и продолжают хоровод. И так далее пока Дударь не скажет «Здоров». (Дети остаются стоять в кругу)
Воспитатель: Что еще вы знаете про Кузьму и Демьяна.
Дети: Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами, и в народе их стали считать покровителями кузнечного дела, поэтому кузнецы считают Кузьминки своим праздником.
Воспитатель: Ну, а где же удалец? Разумелый наш кузнец?
Идет кузнец из кузницы.
Несет молот да щипцы.
Раз два три кузнецом будешь ты.
Дети:
(Дети стоят в кругу, кузнец становится в центр круга. Дети идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово)
Эй, кузнец, молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять
Кузнец: (Отвечает)
А чего не подковать (Хлопок, руки развел в стороны,
Вот гвоздь (Левая рука вперед, ладонью вверх,
Вот подкова (Правая рука вперед, ладонью вверх,
Раз, два и готово! (Два хлопка, руки развел в стороны)
Воспитатель: Ребятки, к этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы» это изделия, которые они просто раздаривали в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.
Давайте и мы с вами побудем кузнецами и подарим от чистого сердца нашим гостям подковы, которые мы с вами сделали в прошлый раз.
Звучит музыка «Во кузнице»
(Дарят и садятся на стульчики)
Воспитатель: А как еще в народе называли праздник Кузьминки?
Дети: В деревнях называли этот день еще и куриным праздником. ИРИНА
Воспитатель: В простом народе Кузьма и Демьян почитались еще и как хранители кур, поэтому обязательно подавали на стол куриные блюда и во время еды строго следили за тем, чтобы косточки не ломались, чтобы будущие куры не были уродливы, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. И нам нужно обязательно про курочек спеть.
(Дети становятся в круг, курочка в центр круга).
Дети: Курочка-рябушечка, куда пошла?
Курочка: На речку!
Дети: Курочка-рябушечка, зачем пошла?
Курочка: За водой!
Дети: Курочка-рябушечка, кому вода?
Курочка: Цыпляткам!
Дети: Курочка-рябушечка, цыплятки чьи?
Курочка: Мои! Они пить хотят, на всю улицу кричат!
Куры-куряточки,
Хвостики-лопаточки,
Жито жнут, и гребут,
И в амбар несут,
Петушкам дают.
Петушки не едят,
И все делают вот так!
На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т. д., остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры и занимает свое место в зале.
Воспитатель: Вот и погуляли мы на Кузьминках.
Дети (по очереди) :
Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Воспитатель:Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о празднике Кузьмы и Демьяна милости прошу за стол отведать мое угощение.
Я иду, иду, иду,
Самовар с собой несу!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пирог и варенье!
Приглашаю вас отведать
Мое угощенье!
Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара