Елена Казак
Конспект ООД по речевому развитию для детей 5–6 лет «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
НА ТЕМУ: «КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ».
Цель: формировать у детей представления о книге и её изготовлении посредством знакомства с персонажем Незнайкой.
Задачи:
1. Развивающая.
- Дать детям представления о том, как делается книга.
- Пополнять знания детей о профессиях людей, участвующих в изготовлении книг.
2. Обучающая.
- Расширять и уточнять представления детей о книгах, о бережном к ним отношении.
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Закреплять знания детей о персонажах сказок.
3. Воспитывающая:
— Воспитывать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.
Демонстрационный материал: слайды с изображениями книг, деревьев, трактора - вездехода, сплава леса по реке, лесоперерабатывающего завод, типографии, книжного магазина, библиотеки, персонажей сказок.
Словарная работа: лесоруб, завод, опилки, сплав, книжное издательство, типография, художник, автор, книжный магазин, библиотека, библиотекарь.
Ход ООД.
Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас не простое занятие. А чему оно будет посвящено, вы сейчас должны сами попробовать отгадать мою загадку. Готовы? Слушайте внимательно!
Не куст, а с листочками.
Нe рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно, ребята! Эта загадка про книгу!
Показывает слайд с изображениями «Книг». (Появляется Незнайка).
Незнайка: Куда это я попал?
Воспитатель: К нам в гости. Ты - Незнайка, мы тебя узнали. Ты всегда попадаешь в разные истории, потому что мало знаешь, тебя так и зовут – Незнайка.
Незнайка: Ребята, а может быть, вы мне поможете узнать обо всем больше?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Ну, во-первых, надо много читать книг.
Незнайка: Ребята, какие бывают книги?
Дети: Новые, красивые, большие, маленькие, интересные, сказочные, с красивыми рисунками, без рисунков.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, какой долгий путь проходит книга пока до нас доходит? Сколько труда вложено, чтобы получилась интересная книга. Книги не сразу становятся яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу. Садись, Незнайка, вместе с ребятами и слушай мой рассказ. (Незнайка присаживается на стульчик рядом с детьми).
Воспитатель: (Открывает слайды по ходу своего рассказа). Все эти книги родились в дремучем лесу. Сначала в лесу росло много-много маленьких сосенок, потом они выросли и стали большими высокими соснами. Шли годы, верхушка сосен тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили эти могучие деревья. На помощь лесорубам поспешил трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы спиливают деревья, освобождают стволы деревьев от веток, сучков, а затем брёвна связывают между собой и с помощью трактора-вездехода везут их к большой реке.
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут брёвна по ней вниз по течению к лесоперерабатывающему заводу.
И уже на этом заводе из стволов деревьев будут делать бумагу. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага, которую сматывают в огромные бумажные рулоны. А уже потом эти рулоны разрезают
на листы разного размера и отправляют в книжное издательство. Ребята, а как вы думаете, что в книжном издательстве делают с чистыми листами?
Дети: (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята! Именно в книжном издательстве работают люди, которые придумывают вот такие разные книги. Там работают: писатели, редакторы, художники, переводчики, журналисты и многие другие люди, которые изготавливают для людей разную литературу и для маленьких детей тоже. Писатели должны много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книга была красочной, необходимо поработать еще и художникам.
В прежние времена книга писалась от руки – была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотели прочесть многие. Как можно размножить книгу?»
И сейчас книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии.
Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом краски, и в каждом цехе машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подаётся чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на неё обложку.
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.
Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Этот очень непростой труд людей и мы с вами должны уважать и к книге мы все должны относиться очень-очень бережно. Вы согласны со мной, ребята?
Дети: Да! Согласны!
Воспитатель: А тебе, Незнайка, понравился рассказ о том, как делают книги?
Незнайка: Конечно, понравился! Много разного труда нужно вложить людям, чтобы получилась одна вот такая небольшая книга. Но я, кажется, немного устал, утомился!
Воспитатель: Ну, тогда всем нам нужно сделать весёлый перерыв.
Проводится физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться!
Два — согнуться, разогнуться!
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире!
Пять — руками помахать!
Шесть – на место тихо сесть!
Семь – внимательно смотреть!
Воспитатель: Незнайка, вот посмотри какой у нас сундук здесь красивый. А как ты думаешь, что в нём лежит?
Незнайка: Наверное, игрушки? А может ребята знают, что там лежит? Подскажите мне, ребята?
Дети: Нет! Мы тоже не знаем, что там лежит.
Воспитатель: Ну, хорошо, тогда начинай отгадывать мои загадки вместе с ребятами. Согласен?
Незнайка: Конечно, согласен! Я очень люблю отгадывать разные загадки.
Воспитатель: Тогда начнём! Слушайте внимательно первую загадку!
1. Онa была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Ответ: Белоснежка
2. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
Ответ: Айболит
3. У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Ответ: Буратино
4. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Три поросенка
5. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Три медведя.
6. В ступе летает,
Детей похищает,
В избе на куриной
Ноге проживает.
Ответ: Баба-Яга
7. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
Ответ: Золушка
Воспитатель: Вот посмотри, Незнайка, как дети отгадывают загадки, потому что много читают книг и знают много сказок.
Незнайка: А сейчас я загадаю такие загадки, что вы ни за что не отгадаете!
Торопыжка был голодный
Проглотил утюг ….
Ответ: Холодный
Незнайка: А попробуйте эту загадку отгадать:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая…
Ответ: Ватрушка
Воспитатель: Вот видишь, мы и про твоих друзей загадки отгадали, потому что дети читают про тебя книги.
Незнайка: Про меня? А покажите мне, пожалуйста, эту книгу!
Воспитатель: Вот эта книга, Незнайка, про приключения твои и твоих друзей. И мы хотим её тебе подарить.
Незнайка: Ура! Про меня, оказывается тоже в книжках пишут! Как же это интересно будет прочитать. Да ещё и картинки есть в этой книжке. Просто здорово! (Незнайка забирает книгу «Приключения Незнайки»).
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я обещаю, что прочитаю эту книгу и приду к вам за новыми книгами. Их так много у вас. И все такие аккуратные, красивые. И я обещаю, что тоже буду беречь все свои книги, ведь их так непросто сделать. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания, Незнайка! Приходи к нам ещё. Мы будем ждать в гости тебя и твоих друзей!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали о том, какой длинный путь проходит книга перед тем, как ей появиться. Узнали о том, кто принимает участие в её изготовлении и ещё вы узнали о том, как нужно относиться к книгам. Кто хочет рассказать о том, что нового сегодня было рассказано и показано.
Дети: (Предполагаемый ответ одного ребёнка).
Воспитатель: (Хвалит ребёнка, если требуется, то наводящими вопросами помогает ребёнку правильно закончить свой рассказ. По окончанию рассказа воспитатель просит детей расставить книги в книжном уголке и предлагает детям, которые желают, посмотреть книги за столами).