Галина Королева
ООД «Как мы строили мосты для лесных жителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
детей средней группы «Радужные капельки»
Тема: «Как мы строили мосты для лесных жителей»
Цель: - расширение опыта конструирования мостов по условию.
Задачи: - уточнить и обогатить представление детей о мостике, как сооружении, созданном людьми для преодоления преград (рек, дорог, оврагов);
-закрепить произношение звуков (Д,Т,Ж); умение анализировать свою постройку;
Публикация «ООД „Как мы строили мосты для лесных жителей“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мосты, мостики. Конструирование
- Темочки
-упражнять в преобразовании постройки в высоту; в умении замечать признаки сходства, сравнивать предметы по цвету, форме, величинам, материалу, функции, анализе постройки;
-развивать ассоциативное, наглядно-образное внимание, пространственное мышление; творческое воображение; наблюдательность;
-обогатить словарь по теме (опоры, мостовые перекрытия, скаты, перила); побуждать детей употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (слева - справа, ближе - дальше, впереди - сзади);
-воспитывать интерес к работе со строительным материалом, к обыгрыванию постройки.
Ресурсные материалы:
Для конструирования мостиков : наборы строительного материала на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания построек (дикие животные, машинки, лодочки бумажные разной величины и конструкции, по одной фишке красного и зеленого цвета на каждого ребенка для анализа работ.
Для изображения реки: ткань или лента голубого цвета.
Для сюрпризного момента игрушка би-ба- бо Старичок – Лесовичок.
Видеопроектор, ноутбук.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое», «Социально- коммуникативное», «Физическое»
Предварительная работа:
Игры детей со строительным материалом, обыгрывание своих построек, рассматривание иллюстраций с изображением разных по назначению мостов, чтение стихов и сказок о мостах, просмотр видео презентации «Мосты», дидактическая игра «Мост Дружбы»-ТРИЗ.
Содержание деятельности:
1. Вводная часть.
1. Приветствие и организационный момент – ритуал занятия для создания положительно –эмоционального настроя (стоя в кругу)
2. Сюрпризный момент – Мотивация конструкторской деятельности.
11. Основная часть.
1. Беседа –обсуждение «Конструктор» (сидя на стульчиках)
2. 2. Рассматривание альбома «Схемы мостов» Анализ процесса продуктивной деятельности с обозначением основных частей постройки, необходимых строительных материалов, их пространственным расположением.
3. Подвижная игра «Мы идем в дремучий лес»
4. Решение, возникшей проблемной ситуации – конструирование по условию.
5. Пальчиковая игра «Бежали мимо речки…»
6. Самостоятельная деятельность детей со строительным конструктором, украшение и обыгрывание построек.
7. Решение, проблемной ситуации «Мост Дружбы»
111. Итоговая часть
1. Рассматривание и самоанализ постройки детьми.
2. Рефлексия.
Приветствие-представление: - Мы «Радужные капельки» задорные, смешные,
Мы яркие, мы дружные и очень заводные!
Если вместе, дружно, смело –
Выполним любое дело!
(слышится голос Старика – Лесовика)
-Ой! Ой! Ой! Да включите вы, наконец, свой экран!
Воспитатель: - Кто это с нами разговаривает? (включаю экран видеопроектора, - фото С. Лесовика. –слайд № 1)
С. Лесовик: - Ой, беда, беда, беда! Здравствуйте, ребята! (ответ детей). Это вы, дружные и смелые? (ответ) Вам, любое дело по - плечу? (ответ) Вы – то мне и нужны!
Воспитатель: - Что случилось?
С. Лесовик: - Беда в лесу! Снега зимой много собралось. Весна пришла. Солнце припекло. Снег растаял и целой рекой по всему лесу льется. Звери не могут через реку перебраться и домой вернуться. Беда! Может, вы поможете?
Воспитатель: -Ребята, поможем? (ответы детей) Тут подумать нужно, все обсудить. Дело –то серьезное.
С. Лесовик: - Вы пока думайте, решайте. А я к вам поспешу, дорогу в лес покажу.
(слайд №2 на экране с заставкой леса, садимся на стульчики перед экраном)
Воспитатель: - Садитесь, ребята поудобнее, обсудим ситуацию. Как можно через речку перебраться?
( Ответы детей : на лодке, на самолете, на доске, на бревне, на плоту, на корабле, по мосту)
Воспитатель: - Верно! Животные разные в лесу живут, детеныши у них маленькие
-Чем лучше всего и безопаснее воспользоваться всем лесным жителям? (в ходе обсуждения делаем вывод) - Безопаснее всего для всех мост!
Воспитатель: Значит, нужен мост. А достаточно одного моста? Лес большой. Удобно всем животным идти к одному мосту через весь лес? Как быть?
( Делаем вывод : «Много мостов нужно построить!»)
Воспитатель: - Из чего можно построить мосты? (ответы детей – из камня, металла, дерева, стекла, глины)
Воспитатель: - Верно! Из камня мост какой? (каменный)
Из металла – металлический
Из дерева – деревянный
Из стекла – стеклянный
Из глины – глиняный.
Воспитатель: - Из чего же мы будем строить мосты в лесу? В лесу много деревьев. Может, из деревьев мосты построим? (ответы детей, если нужно задать наводящие вопросы о том, что деревья служат для каких – то лесных животных жильем, питанием, защитой от хищников, делаем вывод, что деревья живые и лес обижать нельзя)
(на левую руку одеваю игрушку, изображающую С. Лесовика)
Воспитатель: - Из чего же будем строить мосты?
С. Лесовик: - Ух! Успел! Вот еще проблему нашли. Мне недавно подарили конструктор. Из него и строить можно. Там так много разных деталей – как они называются, я не помню, да мне самому и не разобраться.
Воспитатель: - С. Лесовик! Наши ребята разберутся. У нас много в группе разного конструктора. А конструктор он везде. Все состоит из частей. Все вокруг конструктор.
С. Лесовик: - Как это?
Воспитатель: - Расскажите, ребята. Мы строили мебель. Из каких частей состоит стул?
( ответы детей: четыре ножки, спинка, сиденье)
Воспитатель: - Верно! Из таких частей можно собрать и разобрать стул.
С. Лесовик: - Ой! Точно! А что еще? (ответы детей называют части дома, машины)
Воспитатель: - А мост, из каких частей состоит?
( ответы детей : опоры, мостовое перекрытие, скаты, перила)
Воспитатель: - Давайте посмотрим наш альбом «Мосты»
(фото - схема простого моста из строительного материала – слайд №3)
Воспитатель: - Вот, Старик - Лесовик, такой мост мы уже строили.
С. Лесовик: - Понял, понял! Вот желтые опоры, красное мостовое перекрытие, синие скаты. Верно? ( ответы детей : ошибка)
С. Лесовик : - Да, кажется, я ошибся. Кто мне поможет, правильно цвета частей моста назовет? (ответы – уточнения детей)
С. Лесовик: - Да, красивый мост! Для зайцев, лисиц, ежей муравьев такой мост хорош. А медведю, лосю, кабану сложно пройти по узкому перекрытию. Да и кораблик под мостом не проплывет.
Воспитатель: - Почему кораблик не проплывет, ребята? ( ответы детей: узкий мост и низкий, низенький, не высокий)
Воспитатель: - Спасибо, С. Лесовик, за подсказку. А какой мост, ребята, нужно построить чтобы и большой зверь прошел, чтобы машина проехала с путешественниками? (широкий) А, чтобы лодка, кораблик под мостом мог проплыть каким должен быть мост? (большим, высоким, повыше).Правильно. А чтобы не увязнуть машине, животным во влажном речном берегу мост должен быть не коротким, а каким? (спрашиваю детей не отвечавших)
(слайд №4 - схема высокого, широкого, длинного моста с одной широкой пластиной)
Воспитатель: - Такой мост подойдет? ( ответы детей: соглашаются).
-С чего нужно начинать строить мост? (с опор)
-Какие детали брать для опор, назовите? (кубики и кирпичики)
-Сколько кубиков у опоры слева? (четыре, два внизу и два сверху)
-Сколько кубиков у опоры справа? (и справа четыре)
-Что на кубиках лежит? (кирпичики). Верно, такие опоры крепче.
-Что на опорах сверху лежит? (мостовое перекрытие)
- Как эта геометрическая форма называется? (пластина)
-Сколько пластин? (одна- широка и длинная) А, если нет широкой пластины, что можно взять? (две узкие пластины)
-Из каких форм скаты у моста? (из призм)
-Сколько призм слева? (одна большая)
-Сколько призм слева (тоже одна большая)
-Ну, а цвет деталей моста подберите сами. Пусть мосты будут разными у всех и яркими, как радужные капельки!
Воспитатель: - С. Лесовик, показывай дорогу. Мы готовы!
(проводится подвижная игра «Мы идем в дремучий лес»- выполняются движения согласно тексту – ходьба медленная, бег, прыжки на двух ногах вместе с продвижением вперед, приседания, наклоны.)
Дети: - Мы идем в дремучий лес - в мир загадок и чудес.
Баловаться там не будем – мы природу очень любим!
Воспитатель: - Ой, а что это там впереди?
Дети: - Там высокая гора. Нам ее не обойти. Нам под ней не проползти. Нам над ней не пролететь. Нужно только напрямик.
Воспитатель: - На горку медленно. То-о-оп, то-о-оп!
- С горки быстро. Топ-топ - топ. Топ-топ-топ!
- Ой, а что это там впереди?
Дети: - Там болото впереди. Нам его не обойти. Нам под ним не проползти. Нам над ним не пролететь. Нужно только напрямик!
Воспитатель: - Прыг! Прыг! Прыг! Ой, а что это там впереди?
С. Лесовик: - Вот она река- пришли!
Воспитатель: - Садись, С. Лесовик, отдохни. Здесь тебе будет удобно. («сажаю» игрушку на пенечек)
(На столах закреплена лента голубого цвета - имитация реки; расставлены кустики и деревья из строительного конструктора, имитирующие лес; наборы деревянного конструктора на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания построек)
Воспитатель: - И конструктора всем хватит. Много мостов построим. Готовим руки и пальчики к работе.
(проводится в парах пальчиковая словесная игра «Бежали мимо речки»)
-Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали. Солнышко встречали.
Стали строить мостик и забили гвоздик.
Молоточки стучат т-т-т, т-т-т.
Что за шум, что за гром?
Мы ударим топором д-д-д, д-д-д.
Лишнее пилой отпилим: вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Мы ребята – мастера да- да-да, да-да-да!
Улыбнулись, подружились и обнялись!
Воспитатель: - Ой, ребята, я забыла, что мы будем делать? Пусть ладошка нам подскажет. Что задумали? (построить мосты) Из чего строить будем? (из деревянного конструктора) Что для работы нам нужно взять? (кубики, кирпичики, пластины, призмы) Как строить будем? С чего работу начнем? (с опор, потом мостовое перекрытие, потом скаты). Каким мост получится? (высокий, широкий, длинный)
Воспитатель: - Когда закончите строить попробуйте, как проплывают лодочки под мостом, как машины проедут по мосту, пройдут ли животные. За работу!
(самостоятельная продуктивная деятельность детей и обыгрывание построек)
Воспитатель: - Ребята, все мосты готовы. Если у вас все получилось, вам понравилась ваша работа - рядом со своим мостиком положите зеленую фишку. А если у вас не все получилось так, как вы задумали – положите красную фишку.
С. Лесовик: - Много мостов построили! Вот звери лесные обрадуются! Полюбоваться хочется на вашу работу.
Воспитатель: - Ребята, пойдемте, посмотрим вместе постройки. (рассматриваем работы детей, отмечаем индивидуальность каждой)
(слайд № 5 – фото моста с двумя козликами на нем)
С. Лесовик: - Ребята! А вот на этом мостике поссорились два козлика.
Воспитатель: - Как помочь подружиться козликам? ( ответы детей: подсказать козликам, чем они похожи)
(Проводится дидактическая игра «Мост Дружбы» - ТРИЗ)
Воспитатель: - Кому мы сегодня помогали, ребята? Что строили? Зачем нужны мосты? Какое еще доброе дело сделали? (ответы детей)
- Вы сегодня молодцы! Отлично поработали! (хлопаем в ладоши) Пойдемте, украсим «цветочную полянку» вашими радужными капельками! (украшаем уголок добрых дел - «цветочную полянку» разноцветными капельками с фотографиями детей».