Марина Лапышева
Опытно–исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по
опытно – исследовательской деятельности детей
в подготовительной к школе группе
«Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»
(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»)
Публикация «Опытно–исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе „Что такое кислотность? Почему изменился цвет?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;
- расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире
Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности; умение делать выводы на основе исследований.
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
- расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
• ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».
• ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.
• ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.
• ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.
Оборудование: магнитофон, ноутбук, картинки фруктов (лимон, яблоко, апельсин, нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; лимонный сок, пищевая сода, стаканы с разведённым соком краснокочанной капусты, по три стакана на каждого ребёнка, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности, шкала кислотности.
Ход ООД
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычное занятие, мы на некоторое время станем учёными-исследователями. А наша группа превратится в маленькую лабораторию.
-Давайте вспомним, что такое лаборатория?
Ответы детей.
- А кто скажет, как надо себя вести в лаборатории?
Ответы детей.
Я буду научным руководителем группы. А вы моими помощниками. И конечно, во всём нам сегодня будет помогать наш друг Наураша.
А вот тему нашего исследования вы попробуете определить сами, отгадав загадки.
(Воспитатель загадывает загадки)
Загадки:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь- гладко,
Откусишь- сладко.
(яблоко)
***
С виду он рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин-
Это спелый….
(апельсин)
***
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой.
(мандарин)
***
Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож.
(банан)
***
Жёлтый шар. Слегка горчит.
Летом жажду утолит.
(грейпфрукт)
***
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ….
(лимон)
-Догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей.
-Верно, мы будем говорить о фруктах. И не только говорить, но и проверять, насколько эти фрукты кислые или сладкие. Какие фрукты кислее и почему?
Сейчас вы попробуете кусочки фруктов и скажете (на тарелочках разложены кусочки фруктов, какой из них самый кислый, какой не очень кислый, а какой сладкий.
Ответы детей.
-Как вы определили, какой фрукт самый кислый?
Ответы детей.
Говоря о кислых продуктах, мы говорим о кислотности.
-Как вы думаете, что же это такое кислотность?
Выслушиваются предположения детей.
-Кислотность- это величина, показывающая, сколько в составе продуктов содержится кислот?
Какой вкус будет у продукта, если он содержит много кислоты?
Ответы детей.
-А какой вкус будет, если продукт содержит мало кислоты, или совсем не содержит?
Ответы детей.
Но вкус у продукта, содержащего много кислоты, может быть и не кислым, например, если в нём много сахара. (Лимонад, чай с лимоном)
-Сравнивая вкусы, мы с вами вольно или невольно производим определённые измерения. А так как мы с вами сегодня настоящие учёные, то и проверять фрукты на кислотность мы будем с помощью специального прибора, датчика в виде божьей коровки. А помогать нам будет Наураша.
Для удобства определения кислотности, существует даже специальная шкала с отмеченными на ней цифрами от 1 до 14. Чем меньше число, тем больше кислоты содержит продукт, и тем он кислее, а чем выше число, тем меньше кислоты содержится в продукте и тем менее он кислый.
-Какой продукт будет кислее, с кислотностью «3» или «5».
Ответы детей.
Наураша нас уже заждался. Отправляемся к нему.
(Воспитатель подключает лабораторию, проводятся опыты с яблочным, апельсиновым и лимонным соком)
-Ребята, давайте сделаем вывод, в какой из предложенных жидкостей оказалась самая высокая кислотность, а в какой самая низкая. А покажем мы это на нашей шкале кислотности.
(На доске лесенка, дети прикрепляют фрукты от самого кислого до самого сладкого)
Молодцы! Справились с заданием. И прежде, чем перейти к следующей части наших исследований, я предлагаю вам измерить кислотность всем нам знакомой простой воды.
- Опускаем датчик в стакан с водой, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)
-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.
Мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться и перейти к нашим следующим исследованиям.
Физкультминутка «Учёные»
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А я для вас приготовила сюрприз. Мы с вами попробуем проделать несколько необычных опытов. А вот с чем догадайтесь, послушав стихотворение.
Воспитатель:
«Огородный долгожитель»
Чуть проклюнулся росток –
И уже как завиток!
Так и будет он стараться –
Всё расти и завиваться,
Пригибать листок к листку,
Как положено вилку,
Не хворать при непогоде,
Даже с холодом дружить,
Потому что в огороде
Дольше всех
Капусте жить. ( Автор: В. Сибирёв)
Воспитатель: Так с каким же овощем мы будем экспериментировать?
Ответы детей :
Воспитатель: Совершенно верно, с капустой. Но не с простой капустой, а с краснокочанной капустой.
(Воспитатель достает из корзинки вилок краснокочанной капусты, показывает детям и приглашает к столам для проведения опытов).
Опыт :
Перед каждым ребенком стоят 3 стакана с соком капусты, тарелочка с содой и лимонный сок.
Воспитатель: Ребята, я заранее сделала для вас сок из краснокочанной капусты и разлила его в три стакана. Какого он цвета?
Ответы детей :
Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим воду. A как мы знаем, Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде. (дети добавляют воду) - сок цвет не изменил.
Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим соду (дети добавляют по чайной ложке соды) - сок стал синим.
А теперь добавим в третий стакан лимонный сок, он очень кислый, как уксус (дети добавляют по чайной ложке лимонного сока) – сок стал красным.
Воспитатель: Интересно?
Почему так происходит? Как вы думаете?
Ответы детей :
Воспитатель:
Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора - он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса или лимонного сока) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной- цвет раствора становится все ближе к фиолетовому.
Воспитатель: (Приглашает детей на ковер)
Что же нового вы узнали сегодня на занятии?
А что вам понравилось больше всего?
А о чем расскажите родителям?