Алла Турлак
Обзор педтехнологий дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Наша встреча сегодня будет интерактивной. Тема «Обзор педтехнологий дошкольного образования». Наша задача – систематизировать знания по педтехнологиям, которыми вы в совершенстве или частично владеете и используете в своей работе.
Я уверена, что этих технологий достаточное количество, но если спросить, к какой группе технологий относится та или иная –скорее всего вам ответить будет сложно, вывод я сделала исходя из изучения ваших портфолио при аттестации, где иногда бывает мешанина в технологиях. Если вы со мной не согласны – предлагаю проверить – я называю известную технологию – а вы группу, к которой она относится, буду очень рада, если вы все знаете, тогда наше занятие пройдет за 10-15 минут…
Публикация «Обзор педтехнологий дошкольного образования» размещена в разделах
Говоря о технологиях, в первую очередь необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические».
Как вы думаете, это одно и то же, или между ними есть различие?
Назовите в чем?
Образование – это только педагогика?
Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов.
Педагогические технологии касаются только педагогики, а как мы знаем – базовые категории педагогики – это воспитание, обучение, развитие.
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как система способов,приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.
Ядро любой педтехнологии - это цель – средства - правила их использования - результат.
Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.
Традиционно педагогические технологии принято разделять на две группы: технологии воспитания и технологии обучения и развития (или дидактические технологии).
Итак, первая группа - технологии воспитания.
Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Принципиально важной стороной в данной технологии является отношение к ребенку, позиция ребенка в образовательном процессе. Здесь выделяется несколько типовых технологий.
Назовите их.
- Какие технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов (Личностно-ориентированные технологии)
-Какие технологии своей сущностью исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение (Гуманно - личностные технологии)
- Какие технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка (Технологии сотрудничества)
Технологии свободного воспитанияделают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией жизни, подавлением инициативы и самостоятельности ребенка, применением требований и принуждения.
Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ребенка, а самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Переходим ко второй, более обширной группе - технологии обучения и развития.
1. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода.
- Назовите, пожалуйста.
• Метод проектов. Авторы: Дж. Дьюи, В. Килпатрик.
Особенности педагогической технологии метод проектов:
- предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
- позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.
Какими могут быть проекты?
По доминирующему виду - (практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми.)
По содержанию - моно- и интегративные (межпредметные).
Попродолжительности - на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.
По количеству участников– индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
• Технология познавательно-исследовательской деятельности.
Типы исследования по Н. М. Коротковой
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений;
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).
Н. М. Короткова предлагает примерное распределение содержания познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
• Технология детского экспериментированияО. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков
Задачи:
1. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами
эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
- Скажите, чем отличается технология познавательно-исследовательской деятельности от детского экспериментирования?
2. Игровые педтехнологии.
Назовите, пожалуйста, 3 класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе детей - самодеятельные игры
(игра-экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры - сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная,
- Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. Эти игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры; служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются наряду с другими видами деятельности основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. Это игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные игры (не игры в театр, а сам театр).
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, -
народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Это игры - традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Авторские технологии педигр:
Педтехнология развивающих игр Б. П. Никитина.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая.
«Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета. При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Педтехнология «Блоки Дьенеша»
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или".
Педтехнология «Палочки Кюизенера»
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Палочки легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
3. Педтехнологии обучения и развития.
ПедтехнологияТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Альтшуллера.
Направление - становление основ творческой личности. Цель - обучение способам творческой деятельности.
Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.
Особую роль в ходе реализации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, играют методы, приемы, методики, модели, технологии, техники, адаптированные для работы с детьми дошкольного возраста. Эти методы являются эффективными на этапе формирования ключевых компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
- метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия)
- метод «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке)
- метод «Системный оператор» (автор Г. С. Альтшулер)
- «Метод фокальных объектов» (автор Чарльз Вайтинг)
- метод «Каталога» (авторы Э. Кунце, В. Пропп)
- Приемы работы с ресурсами объектов (автор Т. А. Сидорчук)
- метод сужения поля поиска ( дихотомия: числовая, пространственная, классификационная) ( авторы:Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук)
- метод синектики (автор У. Гордон)
- Типовые приемы фантазирования (ТПФ, разработанные Г. С.
Альтшуллером
- приемы формирования чувствительности к противоречиям (авторы Н. Е. Веракса, Т. А. Сидорчук)
Технологии интерактивного обучения.
Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение.
- хоровод
-цепочка
-карусель
-интервью
-большой круг
-дерево знаний и др.
Педтехнология формирования основ безопасной жизнедеятельности
Целевыми ориентациями технологии являются:
Направление: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Цель: создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет.
Педтехнология экологического образования детей дошкольного возраста.
Целью технологии экологического образования детей дошкольного возраста является реализация интегрированного подхода к экологическому образованию детей дошкольного возраста.
ИКТ
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
Технология мнемотехника
- искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной итактильной, но и мышления, внимания, воображения. Я предлагаю вам разбиться на подгруппы и составить мнемотаблицу рассказа, стихотворения, загадки и т. д.
(составляют, читают мнемотаблицы, обсуждают)
Мы рассмотрели малую часть имеющихся технологий.
У меня вопрос, какую самую главную группу технологий мы сегодня не затронули?
(Здоровьесберегающие).
А знаете почему эта группа технологий главная?
Потому что каждая педагогическая технология должна быть здоровьесберегаемой, так как здоровье детей – это самое главное для всех.
Я уверена, вы все их знаете, поэтому предлагаю провести с нами некоторые из них.
(проводят по желанию)
Рефлексия.
- Узнали что-то новое?
- Полезна ли была встреча?